Более 100 новых штатных единиц для бакалавров социальной работы, юристов, психологов, дефектологов и медицинских работников создается в детских домах-интернатах «Мурувват», предназначенных для детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. Как сообщили в информационной службе Министерства труда и социальной защиты населения Узбекистана, изменения связаны с пересмотром стандартов деятельности детских домов «Мурувват».

Вопреки традиционному медицинскому подходу, при социальном подходе дети с нарушениями интеллекта, как и все остальные дети, должны жить в семье. Кроме того, воспитанники данных детских домов не воспринимаются как «необучаемые», подчеркнули в Минтрудсоцзащиты. Как и все дети, они имеют право на образование, пусть для них это будут не физика или английский, а развитие навыков самообслуживания, обучение общению, играм, элементарной трудовой деятельности.

Квалифицированные дефектологи, логопеды и психологи, вводимые в штат домов «Мурувват», будут работать для того, чтобы развитие детей было наиболее интенсивным, а жизнь — радостной. Профессиональные соцработники будут работать с семьями воспитанников для того, чтобы дети могли вернуться домой, к родным и близким. Юристы проследят за тем, чтобы права воспитанников не нарушались, их собственность и жилье ожидали их в случае выпуска из дома-интерната.

Следующая задача министерства — разработать и внедрить стандарты деятельности детских домов «Мурувват», инновационные программы по социальной адаптации и реабилитации, обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями, доказавшие свою эффективность в Узбекистане и за рубежом, отметили в пресс-службе.

Существует два основных подхода к пониманию, что такое «инвалидность». Первый, традиционный подход — медицинский. Согласно ему, инвалидность — это болезнь, и все усилия должны быть направлены на исправление или «коррекцию» нарушений или отклонений человека, его приближение к «норме». Для людей с инвалидностью должны создаваться «специальные» условия, они должны учиться в специальных школах-интернатах, находиться под присмотром врачей и дефектологов. В рамках этого подхода родились такие понятия, как «нетрудоспособный» и «необучаемый». Медицинский подход резко критикуется как специалистами, так и самими людьми с инвалидностью и их семьями во всем мире. На смену ему приходит другой подход — социальный.

Согласно социальному подходу, основные проблемы человека с инвалидностью заключаются не в его болезни или нарушениях, а в неадекватной окружающей среде и системе общественной поддержки. Ведь далеко не всех людей с инвалидностью можно вылечить. К примеру, незрячий человек зачастую никогда не сможет видеть, но причина того, что он не пользуется библиотекой, заключается не в его плохом зрении, а в отсутствии в библиотеке аудиокниг или книг со шрифтом Брайля. Не важно, как передвигается человек — ногами или на инвалидной коляске, главное, чтобы он мог добраться туда, куда ему нужно. В рамках этого подхода понятия «необучаемый» и «нетрудоспособный» отсутствуют. А медицинская помощь воспринимается не как единственно важная, а лишь наравне с социальными условиями в обеспечении качества жизни людей с особыми потребностями.