Президент Узбекистана Ислам Каримов 22 мая подписал закон «Об электронной коммерции» в новой редакции, принятый Законодательной палатой Олий Мажлиса 17 апреля и одобренный Сенатом 15 мая. Закон вступил в силу с 23 мая. Предыдущий закон действовал с 2004 года.

В законе дается обновленное определение понятию «электронная коммерция» и другим терминам и включен ряд новых статей, в частности, статья, регулирующая использование персональных данных в э-коммерции.

Под электронной коммерцией понимается «купля-продажа товаров (работ, услуг), осуществляемая в соответствии с договором, заключаемым с использованием информационных систем».

Основными принципами электронной коммерции, согласно закону, являются свобода осуществления предпринимательской деятельности, добровольность заключения договоров, равенство условий участия, а также защита прав и законных интересов участников электронной коммерции.

В соответствии с законом, электронные документы, а также информация, зафиксированная в электронной форме, позволяющая идентифицировать ее отправителя (электронные сообщения), в э-коммерции приравниваются к документам на бумажном носителе, подписанным собственноручно, и могут быть использованы в качестве доказательства совершения сделок.

Договор в э-коммерции не может быть признан недействительным только на том основании, что он заключен с использованием информационных систем.

Оферта в э-коммерции формируется в виде электронного документа, а ответ участника э-коммерции о принятии оферты (акцепт) может осуществляться в виде электронного документа или электронного сообщения либо путем совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте.

В законе уточняется, что продавцом товаров (работ, услуг) в электронной коммерции может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Отдельно подчеркивается, что участие в э-коммерции не может быть основанием для установления в отношении ее участ­ника требований или ограничений, дополнительных по отношению к предпринимательской деятельности, осуществляемой без использования информационных си­стем, если иное не установлено законом.

В новой редакции закона прописаны права и обязанности участников (продавцов и покупателей) э-коммерции и информационных посредников. Продавцы товаров (работ, услуг) обязаны соблюдать законодательство о конкуренции и защите прав потребителей, обеспечивать хранение электронных документов и электронных сообщений в соответствии с законодательством, а также соблюдать стандарты, нормы и правила в области э-коммерции.

В законе значительно расширено понятие «информационные посредники» — к ним относятся операторы и провайдеры сетей телекоммуникаций, оказывающие услуги по обороту электронных документов и электронных сообщений участников э-коммерции, банки, оказывающие услуги по обеспечению доступа к платежным системам и проведению платежей участников э-коммерции, юридические лица, осуществляющие организацию электронных ярмарок, аукционов и конкурсов, а также юридические лица, оказывающие услуги по хранению электронных документов и электронных сообщений участников э-коммерции.

Договор в э-коммерции может заключаться путем осуществления акцепта в виде электронного документа, электронного сообщения или посредством совершения действий по выполнению условий, содержащихся в оферте. Договор признается за­ключенным в момент получения участником э-коммерции, направившим оферту, ее акцепта.

Документы, связанные с исполнением договора в э-коммерции, могут быть оформлены в виде электронного документа или на бумажном носителе.

Расширены требования к содержанию оферты в электронной коммерции. В ней должны присутствовать полное наименование, почтовый и электронный адрес участника э-коммерции, делающего оферту, условия поставки и оплаты товаров (работ, услуг), а также предлагаемые цены (тарифы) на них, а в предусмотренных законодательством случаях — сведения о наличии лицензии или документа разрешительного характера

Отдельная статья закона посвящена использованию персональных данных в электронной коммерции. Законом запрещено использование персональных данных в целях, отличных от целей договора в э-коммерции, и их передача третьим лицам, если иное не предусмотрено соглашением сторон и (или) законодательством. Не допускается использование персональных данных без согласия их владельца для распространения оферты и (или) рекламы, в том числе путем массовой рассылки электронных документов или электронных сообщений.

Дополнительно закон определяет основные направления государственной политики в области электронной коммерции. К ним, в частности, отнесены поддержка и стимулирование предпринимательской деятельности, осуществляемой посредством э-коммерции, создание условий для привлечения в сферу предпринимательства, осуществляемого посредством э-коммерции, инвестиций, современных технологий и оборудования, а также стимулирование научно-технических исследований, подготовка и повышение квалификации кадров.