Дорожно-транспортные происшествия, согласно мировой статистике, относятся к четырем самым распространенным причинам смерти детей старше 5 лет. Каждый год в результате ДТП на планете погибают 186,3 тысячи детей, это более 500 детей ежедневно. Еще больше детей получают травмы, многие из них — серьезные.

«Эти травмирующие события вызывают неизмеримые страдания и горе, а иногда и экономические трудности для семей и друзей. Кроме того, они отбирают у общества ценные ресурсы, отвлекая их от других насущных задач здравоохранения и развития», — говорится в публикации Всемирной организации здравоохранения «10 стратегий обеспечения безопасности дорожного движения для детей» (PDF), выпущенной в связи со стартовавшей 4 мая Международной неделей дорожной безопасности.

В этом году мероприятия недели, проводимой в третий раз, объединены призывом #SaveKidsLives («Спасти детские жизни»). Одним из значимых мероприятий станет вручение детьми лицам, принимающим решения, символической Детской декларации по безопасности дорожного движения. Все желающие, включая жителей и организации Узбекистана, могут поддержать документ на сайте глобальной кампании.

«Предпринимаемых мер для обеспечения безопасности не достаточно… Мы все имеем право находиться в безопасности на или около дороги. Дороги должны быть безопасными, чтобы дети могли спокойно ходить в школу. Мы хотим, чтобы везде появлялись безопасные пешеходные и велосипедные дорожки к школам, мы хотим видеть искусственные дорожные неровности, для замедления движение транспорта в зонах школ, мы хотим иметь безопасные пешеходные переходы, чтобы ходить в школу без страха и риска получения травм», — подчеркивается в декларации.

В ВОЗ отмечают, что проблему значительного диапазона рисков для детей на дорогах нельзя адекватно решить одной отдельной мерой, но существуют шаги, которые семья, община и страна могут предпринять для улучшения дорожной безопасности для детей. В государствах, которые продемонстрировали наибольший спад в количестве случаев смерти и травм на дорогах, изменения были достигнуты благодаря сильным законам, их строгому исполнению, а также улучшению безопасности дорог и транспортных средств.

Что делает детей одними из наиболее уязвимых участников дорожного движения? Дети более раннего возраста имеют ограничения, связанные с физическим, умственным и социальным развитием. Из-за низкого роста детям трудно видеть окружающее дорожное движение, а водителям и другим людям трудно их заметить. В случае ДТП более мягкий костный покров головы делает детей более уязвимыми для травмы головы, подчеркивают в ВОЗ. Дети более раннего возраста также могут иметь трудности с интерпретацией различных признаков и звуков, которые могут повлиять на их суждение относительно близости, скорости и направления движения транспортного средства. Дети могут быть импульсивными, им также присуща короткая продолжительность концентрации внимания. По мере взросления дети подросткового возраста становятся особенно склонными к риску, что также создает угрозу их безопасности на дорогах.

В 2011 году ООН объявила Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения, которое поддержано и Узбекистаном. В Глобальном плане для десятилетия содержится ряд мер, необходимых для обеспечения дорожной безопасности. Среди таких мер — принятие законодательства в отношении основных рисков (скорость, управление транспортным средством в нетрезвом виде, неиспользование защитных касок, ремней безопасности, детских автокресел), обеспечение исполнения законов на практике, строительство дорог и наложение на производителей обязательств по производству транспортных средств с надлежащими средствами обеспечения безопасности, а также наличие систем по оказанию быстрой неотложной помощи пострадавшим.

Дополнительные меры, сосредоточенные специально на детях, могут помочь лучше защитить их во время участия в дорожном движении, подчеркивают в ВОЗ. Предлагаемые организацией «10 стратегий обеспечения безопасности дорожного движения для детей» — это самые известные стратегии, применяемые во всем мире. «Газета.uz» приводит выдержки из документа, которые, по мнению редакции, являются наиболее актуальными для Узбекистана.

Контроль скорости

Скорость является способствующим фактором приблизительно в 1/3 всех ДТП с летальным исходом в странах с высоким уровнем дохода и до ½ таких происшествий в странах с низким и средним уровнем дохода. Длинные, прямые дороги, проходящие рядом со школами, в жилых районах и местах работы и способствующие передвижению на большой скорости, подвергают детей значительному риску.

Снизить скорость могут установление и обеспечение соблюдения пределов скорости в зависимости от функции каждой дороги, установление максимальной скорости в 30 км/ч на дорогах с высокой концентрацией пешеходов, использование камер фиксации нарушений скоростного режима, а также строительство или реконструкция дорог для включения технических средств, ограничивающих скорость (светофоры, кольцевые пересечения («круги») и искусственные возвышения на проезжей части).

Для информации: Вокруг школ и в жилых районах Лондона скорость ограничена 20 милями в час (около 30 км/ч). На этих же улицах установлены искусственные возвышения и боковые выступы, заставляющие водителей снижать скорость и делать дополнительные повороты. После внедрения зон «20 миль достаточно» в период 1987—2006 годов число случаев смерти среди пешеходов снизилось на 46%, а среди велосипедистов — на 28%.

Использование специальных сидений для перевозки детей

Использование дополнительных подушек-сидений по сравнению с использованием одних только ремней безопасности уменьшает на 59% для детей в возрасте 4−7 лет риск получения серьезных травм во время ДТП. Увеличить число и правильность использования специальных сидений для детей помогут принятие и обеспечение применения законов об обязательном их использовании во всех частных автомобилях, принятие международных стандартов производства детских автокресел, обеспечение их наличия и доступности для тех, кому они необходимы, наложение на производителей обязательств по наличию во всех частных автомобилях встроенных креплений, таких как ISOFIX, для детских сидений, а также содействие системам аренды детских сидений и информирование семей о том, как их использовать.

Улучшение способности ребенка видеть и быть видимым

Способность видеть и быть видимым является фундаментальной предпосылкой для безопасности всех людей, совершающих поездки по дорогам, но она является особенно важной для детей из-за их особой уязвимости. Для улучшения заметности могут быть использованы следующие стратегии: ношение светлой или яркой одежды, использование светоотражательных лент на одежде и ранцах, организация «пеших автобусов» (когда взрослые добровольцы сопровождают по определенному маршруту группы детей, одетых в светоотражающие жилеты), назначение около школ дежурных регулировщиков дорожного движения, одетых в светоотражающие куртки, использование на велосипедах фар, передних, задних отражателей и отражателей на колесах, использование в дневное время габаритных огней на автомобилях, обеспечение максимально возможного отсутствия на улицах отвлекающих деталей и усиление уличного освещения.

Усиление дорожной инфраструктуры

Исторически дороги строились главным образом для транспорта без должного учета потребностей общин, по территории которых они проходили. Строительство новой и изменение существующей дорожной инфраструктуры с учетом требований безопасности улучшит пригодность для жизни этих общин и снизит риски ДТП для детей.

ВОЗ предлагает такие стратегии для усиления дорожной инфраструктуры: осуществление физических мер (светофоры, «круги», искусственные неровности на проезжей части, пешеходные переходы, надземные переходы, разделительные полосы и уличное освещение на дорогах с интенсивным движением), приподнятые тротуары для пешеходов, выделенные полосы для пешеходов и велосипедистов, барьеры для разделения транспортных потоков, движущихся в разных направлениях, создание свободных от автомобилей зон для усиления безопасности пешеходов.

Предлагаются также внедрение зон безопасности вокруг школ (нужен пакет мер по ограничению скорости, создание зон, свободных от автомобилей, пунктов высадки и посадки пассажиров и организация дежурных регулировщиков движения около школ), увеличение времени для перехода на регулируемых перекрестках вблизи школ, выделение игровых площадок для детей вдали от дорог, инвестиции в безопасный общественный транспорт.

Уменьшение рисков для молодых водителей

На молодых начинающих водителей во всем мире приходится значительное количество ДТП. Более строгие ограничения на управление транспортными средствами, например, программы постепенного получения прав на управление автомобилями могут значительно сократить количество ДТП и в целом число случаев смерти. Такие программы используют постепенный, поэтапный подход, так что водители-новички до получения полноценных прав могут приобретать опыт управления автомобилем с некоторыми ограничениями.

Наблюдение за детьми вблизи дорог

Способности оценивать риск у детей раннего возраста являются ограниченными. Поэтому родители и ухаживающие за детьми люди могут играть важную роль и помочь им интерпретировать то, что происходит вокруг них. Наблюдательная роль взрослых особенно полезна для обеспечения безопасности детей в сложных дорожных условиях. Одно лишь наблюдение не может заменить вмешательств, описанных выше, но может дополнить и усилить эти другие меры. Наблюдение может включать, например, обеспечение ношения защитных касок, использования детских автомобильных сидений и ремней безопасности и соблюдения принятых правил безопасности вокруг школ.

Документ «10 стратегий обеспечения безопасности дорожного движения для детей» и другие материалы доступны на сайте Недели дорожной безопасности.