Президент Узбекистана Ислам Каримов 23 января выступил на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса в новом составе. В своем выступлении глава государства подвел итоги деятельности парламента прежнего созыва и остановился на отдельных недостатках. «Не признавая и не осознавая саму суть допущенных недоработок и недостатков, мы не сможем их устранить», — заявил он.

В прежнем составе Олий Мажлис принял в общей сложности более 140 законов и нормативно-правовых актов, отметил Ислам Каримов. На основе объявленной в ноябре 2010 года Концепции углубления демократических реформ и формирования гражданского общества было принято 27 законов.

«Сегодня можно с уверенностью сказать, что цель, которую мы поставили перед собой ровно 10 лет назад, создавая двухпалатный парламент, где постоянно, на профессиональной основе работает Законодательная палата, а также действует законодательный орган территориального представительства — Сенат, полностью достигнута. Значительно возросло качество законов, все более эффективно обеспечивается баланс региональных, отраслевых и общегосударственных интересов», — сказал Президент.

«Исходя из того, что мы хотим улучшить работу парламента, кардинально, с учетом современных требований, повысить качество законотворческой, законодательной деятельности, думаю, было бы уместным, объективно оценивая работу Олий Мажлиса за истекший период, остановиться на имевших место некоторых недостатках. Ведь, безусловно, все мы хорошо понимаем, что, не признавая и не осознавая саму суть допущенных недоработок и недостатков, мы не сможем их устранить», — подчеркнул глава государства.

1. «Надо признать, что Олий Мажлис уделяет недостаточно внимания законоприменению, правоприменительной практике», — заявил Ислам Каримов.

«Мы мало задаемся вопросом: что изменилось с принятием этих законов в нашей жизни, как они влияют на развитие, ход общественно-политических, социально-экономических, судебно-правовых реформ. Так, мы говорим о либерализации законодательства, вместе с тем результаты этой работы лучше всего можно оценить по тому, как почувствовали эти процессы либерализации люди в своей повседневной жизни, что об этом говорят журналисты, обозреватели. В то же время надо признать, что механизм обратной связи, позволяющий парламенту строить свою работу с учетом того, как принимаемые им законы влияют на жизнь людей, экономическое, политическое развитие, практически не работает», — пояснил он. 

«Поэтому представляется, что актуальной задачей сегодня должно стать закрепление в законах, регулирующих законодательную деятельность палат Олий Мажлиса, таких нормативно-правовых механизмов, которые бы предусматривали обязательное изучение процессов доведения законов до исполнителей, а также эффективности правоприменения и на этой основе — обеспечение оперативного внесения корректив в программы законотворческих, контрольно-аналитических работ палат парламента».

2. «Нередко принимаемые законы, изменения и дополнения к ним не действуют из-за того, что, во-первых, не содержат конкретные механизмы реализации имеющихся в них норм, а во-вторых — не издаются или несвоевременно издаются соответствующие подзаконные акты, без которых положения этих законов просто не могут работать», — отметил Президент.

«В связи с этим возникает вопрос, почему рамочные законы, которые „любит“ принимать наш парламент, не „приземляются“, не доводятся до конца, до правоприменения. Думаю, одна из главных причин здесь состоит в том, что, принимая закон, мы не задаемся вопросом, который должен ставиться уже в процессе его разработки. А именно: в какой мере, насколько эффективно этот закон будет работать в реальной жизни. И это становится причиной дублирования и противоречий, встречающихся в нашем законодательстве, приводит к снижению его эффективности».

«В современных условиях важно обеспечить принятие законов прямого действия, кодифицированных актов законодательства, своевременное издание подзаконных актов, обеспечивающих полную реализацию положений вновь принятых законов», — подчеркнул Ислам Каримов.

«В первую очередь, именно высший законодательный орган, принимающий закон, должен быть заинтересован не только в его безусловном исполнении, но и в обеспечении непротиворечивости, системности законодательства, полноты системы правового регулирования в целом», — добавил он.

3. «Важно обеспечить широкое, действенное обсуждение законопроектов на самых разных уровнях государственного управления, институтов гражданского общества. Следует отметить, что мы этим практически не занимаемся либо занимаемся формально».

«Причин здесь много — видимо, боимся, что законопроект в ходе таких обсуждений „обрастет“ новыми положениями, с учетом которых его необходимо будет менять, перерабатывать. В то же время имеют место и амбиции, недостаточная профессиональная подготовка разработчиков законопроектов», — продолжил глава государства.

«Не секрет, что практики, имея большой опыт в сфере своей деятельности, иногда лучше, чем законодатели, владеют предметом законов. Во имя дела, во имя повышения качества, действенности законодательства, думаю, необходимо в обязательном порядке проводить обстоятельное обсуждение законопроектов с привлечением самого широкого круга ученых, высококвалифицированных специалистов, экспертов», — отметил Ислам Каримов.

«К обсуждению проектов законов, особенно тех актов законодательства и решений, которые прямо затрагивают жизненно важные интересы, социальные права населения, необходимо широко привлекать общественность, представителей гражданских институтов. Речь, прежде всего, идет о всемерном повышении роли граждан в управлении страной. И поскольку основу государственного управления составляет закон, то в законотворческой деятельности самое активное участие должны принимать институты гражданского общества. В этой связи важной задачей является обеспечение открытости деятельности палат парламента, всестороннее информирование общественности о его законотворческой, контрольно-аналитической работе», — сказал Президент.

4. «Необходимо поднять на качественно более высокий уровень работу по обсуждению, проработке законопроектов на основе их всестороннего, глубокого сравнительного анализа с зарубежной правовой практикой. Нужно признать, что этому вопросу мы также не уделяем должного внимания».

«Обеспечение постоянного повышения уровня профессионализма депутатов должно стать важнейшим делом на все предстоящие пять лет работы Олий Мажлиса», — сказал Ислам Каримов.

5. «Важнейшей задачей становится всемерное повышение в деятельности Законодательной палаты роли и значения фракций политических партий, дальнейшее последовательное развитие многопартийной системы в целом».

«Важно, чтобы именно в Олий Мажлисе — парламенте, местных представительных органах не затушевывались возникающие противоречия между фракциями или отдельными депутатами, а именно здесь шла острая дискуссия, жесткая борьба, основанная на продвижении интересов, программных целей политических партий, в конечном итоге мнений депутатов. Разумеется, мы все понимаем, что дискуссии, конкуренция идей и программ, альтернативных законопроектов должны вестись по принципиальным, важнейшим социально-экономическим, политическим проблемам на предметной и профессиональной основе», — отметил Президент.

6. «Особо хотел бы остановиться на инициативности, активности политических фракций и отдельных депутатов».

По мнению Ислама Каримова, нельзя считать нормальным, что за прошедшие пять лет из 140 законов, принятых парламентом, только 19 были инициированы депутатами Законодательной палаты. При этом только 3 из них являлись новыми, целостными актами законодательства, а остальные 16 были связаны с внесением в действующие законы отдельных изменений и дополнений, которые носили в основном юридическо-технический характер.

«Думаю, вы согласитесь со мной, что в современных условиях деятельность фракций, их депутатов по инициированию и продвижению законов, нужных стране, должна быть принципиально пересмотрена. Она должна стать более активной и содержательной, строиться с учетом интересов и установок политических партий этих фракций, их электората».

«При этом позиции партий, их фракций по тем или иным законам, суть межфракционных дискуссий по жизненно важным вопросам общественно-политического, социально-экономического развития должны во всей полноте доводиться до широкой общественности, до избирателей. В этом и состоит суть демократической организации власти, народовластия, парламентаризма», — подчеркнул Президент.

Активность средств массовой информации в этом вопросе также остается не на должном уровне, сказал он. Кроме того, есть факты, когда «отдельные депутаты просто избегают встреч с представителями СМИ, в том числе телевидения».

7. «В контексте конституционных реформ на качественно новой основе должна строиться работа палат Олий Мажлиса, и прежде всего фракций, по осуществлению парламентского контроля за деятельностью органов государственного управления, безусловным исполнением принимаемых законов, важнейших государственных программ социально-экономического, общественно-политического развития».

«За прошедшие пять лет обеими палатами в различные органы государственного управления было направлено только 7 запросов по отдельным социальным вопросам. Нет сегодня необходимости говорить о том, что в новых конституционных условиях парламентские слушания, систематические отчеты членов правительства, руководителей органов государственного и хозяйственного управления о состоянии дел по исполнению требований законодательства, обстоятельные ответы на запросы депутатов должны стать повседневной парламентской практикой», — отметил далее Президент.

«Важнейшей задачей является кардинальное улучшение работы депутатов с избирателями, внедрение в деятельность палат современных методов парламентского контроля, в том числе за формированием и исполнением Государственного бюджета — этого важнейшего экономического документа страны. Эти и целый ряд других современных форм и методов осуществления контрольных функций палат Олий Мажлиса необходимо системно и четко закрепить в Законе „О парламентском контроле“», — сказал руководитель страны.

8. «Важнейшей задачей остается дальнейшее повышение эффективности взаимодействия между Законодательной палатой и Сенатом Олий Мажлиса».

«Две палаты парламента — это целостная система, единый законодательный орган страны. Надо откровенно признать, что в прошлом, в начале практической деятельности двухпалатного парламента имели место факты, когда вместо того, чтобы вести совместную работу, направленную на достижение общих целей, определяющих смысл законодательной деятельности, между палатами нередко шла тяжба: какая из палат компетентнее, лучше понимает суть и значение принимаемых законов», — сказал Ислам Каримов. Благодаря созданию Координационного совета по организации взаимодействия палат Олий Мажлиса и ряда других организационно-правовых мер эта проблема была решена, отметил он.

По докладу Президента было принято совместное постановление палат Олий Мажлиса о выработке программы мер, направленных на реализацию поставленных задач.