Представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе по вопросам свободы СМИ Дунья Миятович 8 сентября заявила, что поправки в законодательство Узбекистана еще более ограничивают свободу выражения мнений и свободу СМИ.

«Поправки в закон „Об информатизации“, опубликованные 5 сентября, дают широкое определение блогеров и накладывают на них широкий спектр обязанностей, включая запрет на ложные сообщения и перепосты, а также обязательство по удалению подобных ложных сообщений по требованию правительственных органов», — говорится в пресс-релизе ОБСЕ.

«Под угрозой блокировки сайтов и административной ответственности закон теперь обязывает блогеров сообщать только проверенные и достоверные сведения по любой теме», — заявила Дунья Миятович.

Представитель ОБСЕ также отметила, что ограничения выходят за рамки допустимых ограничений свободы слова, установленных обязательствами в рамках ОБСЕ и другими международными стандартами.

Напомним, поправками, вступившими в силу с 5 сентября, в закон «Об информатизации» включены понятие «блогер» и статья, регламентирующая «распространение общедоступной информации» в интернете.

Согласно закону, владелец веб-сайта (веб-страницы), в том числе блогер, «обязан проверять достоверность общедоступной информации до ее размещения на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта во всемирной информационной сети Интернет, на которых размещается общедоступная информация». Кроме того, владелец сайта или блогер обязаны «незамедлительно удалять размещенную информацию в случае установления ее недостоверности».

На заседании участников Ассоциации организаций и предприятий информационных технологий Узбекистана на прошлой неделе, посвященном обсуждению поправок, подчеркивалось, что изменения не носят репрессивного характера, а, напротив, упрощают деятельность блогеров, формируя перечень обязанностей. Это, говорилось на заседании, не оставляет возможности двоякого толкования требований, предъявляемых при распространения массовой информации в сети интернет.

На встрече также было отмечено, что принятый закон существенно либеральнее и демократичнее, чем аналогичные законы, принятые в других странах, например, в России. Закон не предполагает создание каких-либо «черных» списков нежелательных сайтов, не требует от пользователей и лиц, распространяющих массовую информацию каких-либо заявительных или регистрационных действий.