Всемирный банк предоставит государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари» кредит в размере 200 млн долларов на строительство железнодорожной линии через перевал «Камчик» на востоке страны, следует из информации банка.

Согласно данным ВБ, банк совместно с узбекской стороной в марте приступил к подготовке проектной документации по кредиту, которую планируется завершить в августе этого года. По предварительной информации заем может быть одобрен в начале 2015 года. Средства кредита будут направлены на закупку необходимой техники и оборудования.

В июле 2013 года «Узбекистон темир йуллари» приступила к строительству электрифицированной железнодорожной линии «Ангрен-Пап» протяженностью 129 км. Дорога пройдет через перевал «Камчик» и свяжет Ферганскую долину (территория Андижанской, Наманганской и Ферганской областей на востоке страны) с остальной частью Узбекистана.

Генподрядчиком строительства туннеля выступит китайская China Railway Tunnel Group. В рамках контракта стоимостью 455 млн долларов США китайская компания построит туннель непосредственно для движения поездов протяженностью 19 км, а также штольный туннель при возникновении нештатных ситуаций. Завершение контракта намечено на июль 2016 года.

По первоначальным расчетам общие затраты на строительство дороги сегодня оцениваются в 1,7 млрд долларов — именно эта стоимость заложена в инвестиционные планы «Узбекистон темир йуллари» на 2014 год и последующие периоды.

Специалисты компании планируют завершить разработку окончательного варианта ТЭО проекта в первой половине будущего года, срок строительства может составить четыре-пять лет.

Помимо кредита ВБ, финансирование проекта будет осуществляться за счет займа китайского Эксимбанка в размере 350 млн долларов и внутренних ресурсов.

Новая железная дорогая позволит наладить круглогодичное сообщение с Ферганской долиной, жители и предприятия которой испытывают транспортные трудности, особенно в зимнее время. Ветка также позволит снизить затраты на транспортировку грузов.

Перевал «Камчик» лежит на гребне Кураминского хребта. Высота перевала — свыше 1200 метров над уровнем моря. Через перевал проходит единственная автомобильная трасса между Ташкентской областью и Папским районом Наманганской области. В зимнее время из-за угрозы схода лавин автодорога на данном участке периодические закрывается.

В Узбекистане при общей протяженности железнодорожных путей в 4200 км на их долю приходится порядка 60% грузооборота внутри страны и почти 80% от общего объема экспортных и импортных грузовых перевозок. В подобных условиях любая новая железная дорога может рассматриваться как увеличение транспортного потока, а значит и лепта в рост экономики.

Одними из главных драйверов строительства новой железной дороги будут международный центр логистики под Ангреном и свободная индустриальная зона (СИЗ) «Ангрен» в Ташкентской области, а также разработка сырьевой базы долины. Примечательно, что новая железная дорога создается на основе транспортного узла — это позволяет повысить логистический потенциал создаваемых здесь производств.

До конца года при «Узбекистон темир йуллари» будет также создан мультимодальный логистический центр в Наманганской области. Унитарное предприятие «Центр логистики Пап» будет действовать в целях совершенствования транспортно-логистической инфраструктуры Ферганской долины. Объемы обработки грузов центра будут поэтапно доведены до 4 миллионов тонн в год.

«Центр логистики Пап» будет функционировать во взаимосвязи с «Центром логистики Ангрен» в Ташкентской области, который был введен в эксплуатацию в январе 2010 года на базе железнодорожной станции «Аблык». Мощности центра в Ангрене сегодня доведены почти до 6 миллионов тонн грузов в год.