Выставка «Татарский шамаиль XIX-XX вв.: Слово и Образ» открылась 17 декабря в Центре национальных искусств Ташкента. Старотатарский язык шамаилей близок к староузбекскому (чагатайскому) и сохранил в себе его многочисленные следы в виде лексических и фразеологических заимствований, сообщает НИА «Туркистон-пресс».

Выставка организована Фондом поддержки и развития научных и культурных программ им.Шигабутдина Марджани (Россия) при поддержке Посольства Российской Федерации в Республике Узбекистан, Представительства Россотрудничества.

В экспозиции представлен 51 печатный шамаиль из собрания Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им.Шигабутдина Марджани. Проводимая в Узбекистане выставка — первая на территории Центральной Азии. В дальнейшем экспозиция предстанет перед зрителями Казахстана, Киргизии и Таджикистана.

С давних времен татары становились проводниками политических и культурных традиций, несли среднеазиатскую культуру в Россию, а затем и русскую в Туркестан. Во многом этому способствовала и общность языков, имеющих единый корень. Ярким примером служит язык шамаилей.

Работа выставки в Ташкенте продолжится до 27 декабря.

Шамаиль — особый вид изобразительного искусства, возникший в XIX веке — в период реформ в мусульманском мире. Он получил распространение в среде татар-мусульман Среднего Поволжья. «Шама’ил» переводится с арабского языка как «врожденные качества, характер, достоинства».

В шамаиле проявилось гармоничное соединение изобразительности и каллиграфии — слова и образа. Он был своеобразным символом веры, несущим в себе одновременно сакральную, образовательную и охранительную функции. По технике изображения различают шамаили, выполненные на стекле, рукописные и печатные, изданные в виде литографий. Массовое типографское издание шамаилей стало возможным благодаря развитой местной традиции мусульманского книгопечатания.

Шамаили разнообразны по художественному оформлению и содержанию. Они получили широкое распространение на рубеже XIX-XX веков и практически исчезли в 20-х годах прошлого века. Традиция этого вида искусства возродилась в 50 годах прошлого века и существует в многочисленных работах современных татарских художников.