Всемирный банк и Международная финансовая корпорация 29 октября опубликовали очередной ежегодный доклад «Ведение бизнеса 2014: Понимание регулирования деятельности малых и средних предприятий» (Doing Business 2014: Understanding Regulations for Small and Medium-Size Enterprises).

Узбекистан в новом рейтинге поднялся на 10 позиций по сравнению с прошлым годом — с 156-го места на 146-е (изначально Узбекистан был на 154-м месте, но в связи с пересмотром методики оценки стране было присвоено 156-е место.).

11-й по счету доклад «Ведение бизнеса» измеряет нормы регулирования, применимые к местным предприятиям, в 189 странах (в этом году в доклад впервые включены четыре новые страны: Ливии, Мьянма, Сан-Марино и Южный Судан) за период с июня 2012 года по май 2013 года.

Рейтинг стран определяется по 10 направлениям регулирования предпринимательской деятельности, таким как создание предприятий, разрешение неплатежеспособности и осуществление внешнеторговой деятельности.

Наиболее заметное улучшение в Узбекистане за отчетный период произошло в сфере регистрации предприятий — страна совершила скачок сразу на 66 пунктов, что позволило ей занять по этому показателю 21-е место в общем рейтинге (в прошлогоднем рейтинге — 87-е место).

«Узбекистан облегчил процедуру открытия бизнеса, отменив требование по минимальному оплаченному капиталу и исключив необходимость представления нотариально заверенной копии подписи для открытия банковского счета», — отмечают авторы доклада.

Для регистрации предприятия в Узбекистане необходимо совершить 4 процедуры, что меньше, чем в среднем в регионе Европы и Центральной Азии (5) и странах Организации экономического сотрудничества и развития (также 5).

Срок регистрации предприятия в Узбекистане составляет 8,5 дня (ЕЦА — 12,8, ОЭСР — 11,1), стоимость процедуры (в процентах от дохода на душу населения, который в стране составляет 1720 долларов США) — 3,5 (6,7 и 3,6), минимальный оплаченный капитал (в процентах от валового дохода на душу населения) — 0 (3,5 и 10,4).

Другое заметное улучшение зафиксировано в сфере кредитования — рейтинг Узбекистана вырос на 24 позиции — с 154-го до 130-го места.

Улучшение рейтинга также произошло по таким показателям, как разрешение неплатежеспособности (63-е место, +8 позиций), регистрация собственности (136, +6), обеспечение исполнения контрактов (40, +2) и получение разрешений на строительство (159, +1).

Без изменений остались условия для ведения международной торговли (189-е место).

Ухудшение позиций зафиксировано в сферах подключения к системе электроснабжения (173, -4), налогообложения (168, -3) и защиты инвесторов (138, -1).

Напомним, в июле прошлого года Президент Узбекистана подписал указ «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству».

В указе отмечалось, что современное состояние деловой среды и условия ведения бизнеса в Узбекистана не в полной мере отвечают требованиям и принципам свободной рыночной экономики, а также общепринятым международным нормам и стандартам.

В качестве одной из задач углубления рыночных реформ и либерализации экономики было определено широкое внедрение общепринятых в мировой практике международных критериев оценки условий ведения бизнеса и достижение высоких показателей в оценках ведущих международных финансово-экономических и рейтинговых организаций.

В том же месяце Президент подписал указ о мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой и финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур. Этим документом было отменено 80 разрешительных процедур (26% от общего количества) в сфере предпринимательства и 15 лицензируемых видов деятельности (20%).

В предыдущем рейтинге ВБ и МФК «Ведение бизнеса 2013: Разумный подход к регулированию деятельности малых и средних предприятий» Узбекистан улучшил свои показатели на 14 позиций.

Восьмой год подряд мировой рейтинг по благоприятности условий для предпринимательской деятельности возглавляет Сингапур. В список 10 стран с наиболее благоприятными условиями регулирования предпринимательской деятельности также вошли САР Гонконг (Китай), Новая Зеландия, Соединенные Штаты Америки, Дания, Малайзия, Республика Корея, Грузия, Норвегия и Великобритания.

Проект «Ведение бизнеса», реализация которого началась в 2002 году, позволяет объективно оценить нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, и обеспечение их соблюдения в 189 странах, а также в отдельных городах на субнациональном и региональном уровнях. Первый доклад, опубликованный в 2003 году, охватывал 5 наборов показателей по 133 странам.

Исследование посвящено деятельности национальных малых и средних предприятий и оценке нормативных актов, регулирующих их деятельность на протяжении всего жизненного цикла. Методика исследования и типовая модель анализа затрат являются единственными типовыми инструментами, применяемыми в самых разных странах для оценки влияния нормотворчества государств на деятельность предприятий.

Проект «Ведение бизнеса» дорабатывается с использованием отзывов представителей правительств, ученых, специалистов-практиков и рецензентов.