Постановлением Кабинета Министров Узбекистана от 14 августа утверждены Правила по выявлению признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства, сообщает Norma.uz. Документ разработан в целях создания эффективного механизма своевременного выявления фактов лжебанкротства и повышения ответственности руководителей и собственников хозяйствующих субъектов за их экономическую состоятельность.

Правила содержат понятия и признаки лжебанкротства, сокрытия банкротства и преднамеренного банкротства, а также устанавливают порядок, в соответствии с которым судебный управляющий с момента его назначения обязан принимать меры к выявлению указанных признаков.

Судебный управляющий и сотрудники государственных налоговых инспекций производят в соответствии с правилами анализ финансово-хозяйственной деятельности должника. Анализ по информации и документам, перечень которых приведен в правилах, производится судебным управляющим за период до двух лет, предшествующий возбуждению дела о банкротстве. Документы и сведения запрашиваются судебным управляющим у руководителя должника в соответствующих государственных органах и у других лиц, владеющих необходимой информацией. Эти лица обязаны предоставлять запрашиваемые в рамках правил информацию и документы и несут ответственность за их полноту и достоверность.

Для изучения информации и документов судебный управляющий вправе привлекать аудиторские и оценочные организации.

Признаком лжебанкротства является наличие у должника возможности удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по обязательным платежам в полном объеме на дату обращения должника в хозяйственный суд с заявлением о призна­нии его банкротом.

Если факт ложного банкротства установлен, должник несет перед кредиторами ответственность за ущерб, причиненный подачей заявления в хозяйственный суд о признании банкротом, на основании решения суда.

Сокрытие банкротства проявляется в утаивании хозсубъектом своей неплатежеспособности и применяется к долгам или задолженности любого рода, от удовлетворения или выплаты которых он стремится уклониться.

Обязательным признаком сокрытия банкротства являются действия должника, направленные на умышленное уклонение от удовлетворения требований кредиторов, а также представление сведений и документов, не соответствующих действительности, искажение бухгалтерской отчетности или иное утаивание своей экономической несостоятельности.

Преднамеренное банкротство выражается в совершении следующих действий (при этом лицо их совершающее должно знать, что в результате возникает банкротство должника):

— заведомо преступное использование денежных средств и иного имущества, причинившее должнику ущерб или убытки;

— нарушение платежной дисциплины и неисполнение договорных обязательств;

— продажа имущества по цене ниже балансовой стоимости или передача его на безвозмездной основе;

— непринятие мер по взысканию просроченной дебиторской задолженности в установленные сроки;

— передача другим лицам более 50% активов должника, задействованных в основной деятельности (производстве, выполнении работ и оказании услуг);

— заключение исполнительным органом и (или) наблюдательным советом крупных сделок, не входящих, соответственно, в их компетенцию.

По результатам анализа судебный управляющий составляет заключение о наличии признаков лжебанкротства, сокрытия банкротства или преднамеренного банкротства либо об отсутствии этих признаков. Если названные признаки не установлены, заключение передается собранию кредиторов и хозяйственному суду, а в случае их установления — еще и в прокуратуру. Что, понятно, связано с привлечением к ответственности виновных на основаниях и в порядке, установленных законодательством.

Согласно правилам по обращению хозяйственного суда заключение судебного управляющего рассматривается специальной постоянно действующей комиссией Государственного комитета по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции.

Комиссия может подтвердить заключение либо признать его безосновательным. Государственный комитет по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции представляет мнение комиссии в хозяйственный суд.

В рамках постановления Государственному комитету по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции в месячный срок поручено разработать и утвердить программу подготовки ликвидационных (судебных) управляющих.