В то время как все больше людей во многих странах мира пересаживается на велосипеды, в Ташкенте этот экологичный вид транспорта по непонятной причине оказался под запретом, а велосипедисты разом превратились в нарушителей.

Не иначе как травлей называют велосипедисты действия инспекторов службы безопасности дорожного движения, которые в предыдущее воскресенье устроили настоящую облаву на водителей двухколесников.

Ссылаясь на некий приказ, сотрудники милиции запрещают велосипедистам ездить по дороге, в лучшем случае требуя двигаться по тротуару, а в худшем — спуская и даже прокалывая шины, отбирая велосипеды и штрафуя их владельцев. При этом инспектора не делают разницы между реальными нарушителями правил дорожного движения и теми, кто правила соблюдает.

За минувшую неделю «Газета.uz» получила большое количество писем и звонков от читателей с жалобами на действия милиции и просьбой разобраться в ситуации. В столичном ГУВД и в Главном управлении безопасности дорожного движения МВД не стали по телефону комментировать происходящее («Газета.uz» направила письменный запрос).

Представители МВД отвергают претензии велосипедистов, утверждая, что милиция останавливает только нарушителей, однако факты свидетельствуют о другом. Это подтверждают как велосипедисты, так и сами милиционеры. «Ездить по основным дорогам нельзя, мы просим велосипедистов ездить по тротуару», — сообщил нашему корреспонденту инспектор ДПС в районе памятника Пушкину. На замечание, что это противоречит Правилам дорожного движения, он пожал плечами: «Таков приказ».

«Вы же видите, что вытворяют молодые люди, берущие велосипеды в прокат, и парни, которые возят лепешки. Они ездят между полосами, по встречке. Мы долго думали, что с этим делать, и в конце концов было принято такое решение», — поделился милиционер. Он уточнил, что «нарушителям» грозит штраф в сумме 1/3 минимальной зарплаты (26530 сумов) согласно статье 138 Административного кодекса (неподчинение сигналам регулирования дорожного движения, несоблюдение требований дорожных знаков приоритета, запрещающих или предписывающих дорожных знаков лицами, управляющими мопедами и велосипедами).

Инспектор отчасти прав — охвативший Ташкент велосипедный бум на самом деле стал причиной огромного числа нарушений ПДД велосипедистами, однако нельзя не отметить, что проблема эта появилась не вчера. Ее можно было предвидеть, и к этому нужно было готовиться. На велосипедистов-нарушителей до сих практически не обращали внимания, как не обращают внимания на бесчисленные нарушения ПДД, совершаемые пешеходами и водителями.

От непонятного запрета страдают как жители, использующие велосипед как средство передвижения по городу, так и профессиональные спортсмены, защищающие честь Узбекистана на мировом уровне, для которых десятки километров по улицам Ташкента ежедневно — годами устоявшаяся практика.

«Мы только начали радоваться, что все больше людей интересуются велоспортом, который включен в перспективные олимпийские виды спорта. Ведь массовость какого-либо вида спорта закономерно ведет к его развитию в стране и появлению новых чемпионов», — рассказал в интервью «Газете.uz» Вадим Шаехов, член национальной сборной по велоспорту, победитель международных турниров и многократный чемпион Узбекистана, занимающийся велоспортом более 15 лет.

Вадим, как и другие профессионалы и любители велоспорта, считает, что нарушителей правил дорожного движения необходимо наказывать. Однако тотальный запрет на движение велосипедистов привел к тому, что спортсменам, в том числе младшему поколению, стало просто негде тренироваться. «Шоссейный велоспорт не может существовать без тренировок на дорогах», — отмечает он.

Одна из самых удобных трасс для тренировок, которой многие годы пользуются велогонщики, пролегает через массив Карасу. Это не очень оживленная трасса длиной 10 км, на ней все повороты правые, что очень удобно и безопасно. Все молодые гонщики начинают тренироваться именно на этом кольце. Но в последнее время спортсменам запрещают ездить по этой трассе, даже с сопровождением, что серьезно сказывается на тренировках. Если раньше у них было по две тренировки в день — утром за городом и вечером на упомянутом кольце, то сейчас от второй тренировки пришлось отказаться.

«Утром в четверг на тренировку опоздали два молодых спортсмена, — рассказывает Шаехов, который тренирует команду Queen Sport, состоящую из детей, болеющих сахарным диабетом первого типа. — Оказалось, велосипед одного из них за седло схватил милиционер, мальчик упал и поранился. Им пришлось добираться в объезд».

Милиционеры не знают, что все спортсмены сдают экзамен по ПДД. Не знают они и того, что хороший велосипед стоит почти как автомобиль — от 3000 до 15 тысяч долларов и требует бережного обращения. В отличие от обычных велосипедистов все спортсмены, включая чемпионов мира, ездят с защитными шлемами. Но все это не имеет значения, поскольку у милиции есть приказ, и она должна его выполнять.

«Спортсменам необходимо постоянно тренироваться, но где это делать? На тротуарах, как требуют милиционеры, где ходят дети, женщины? Мы же движемся со скоростью не 20 км/ч, а намного быстрее», — говорит мастер спорта Никита Абрамов, потомственный велосипедист, член национальной сборной, победитель кубка Узбекистана, занимающийся велоспортом более 10 лет.

Гонщикам приходится добираться до тренировок и домой объездными путями, через жилые кварталы, выбирая маршруты, где нет милиционеров. Проблематично стало выезжать за город на тренировку, поскольку путь пролегает через упомянутую дорогу на Карасу.

Велосипедисты всегда с пониманием относились к необходимости ограничения движения в определенное время на определенных улицах, в первую очередь тех, по которым проходит правительственная трасса. Однако сейчас по этим улицам запрещают ездить совсем. Кроме того, ограничения распространились и на другие улицы города.

Есть среди велосипедистов и люди, которым езда на этом виде транспорта необходима в медицинских целях. «Мне 27 лет, у меня сердечная недостаточность, доктор порекомендовал мне кататься на велосипеде каждый день 40-45 минут, в связи с чем я купила новый велосипед, — рассказала нам жительница Ташкента Гульчехра Шарипова. — На прошлой неделе около нашей работы прямо на моих глазах у проезжающего отобрали велосипед. Сейчас не знаю, что делать. Я обращалась в городское УБДД и другие структуры, но ответа не добилась, говорят лишь, что устный приказ».

Больше всего общественность столицы удивляют методы, которые используют представители службы безопасности движения, запрещая езду на велосипедах. Далеко не все милиционеры обращаются к велосипедистам вежливо. В большинстве случаев они действуют грубо, применяя угрозы и необоснованные санкции, а также требуя от велосипедистов выполнения действий, противоречащих действующим правилам.

«Мы согласны, что с беспределом на дорогах, как со стороны велосипедистов, так и со стороны автомобилистов и любых других участников дорожного движения, нужно бороться. Но это нужно делать в рамках законов и правил, которым лично мы следуем. Согласно ПДД движение велосипедов по тротуарам запрещено. Тем не менее, сотрудники ДПС призывают данные правила нарушать, к тому же угрожают тем, что отберут велосипед», — рассказал Владислав Ларин, руководитель IT-проектов, увлекающийся ездой на велосипеде около трех лет.

«Мы всегда ездим по правилам, у нас оборудованные велосипеды, всегда шлем, очки, перчатки, яркая велоформа. Мы — как раз те люди, которые уважительно относятся к правилам движения, всегда информируем автомобилистов (в отличие от многих водителей машин) о повороте, торможении и так далее. Почему мы должны выслушивать обвинения милиционеров, которые сами толкают нас на нарушение ПДД?» — спрашивает инженер-программист Сергей Руднев, который ежедневно проезжает минимум 30-40 км.

Непонятна позиция городских властей и МВД, которые до сих пор не удосужились разъяснить гражданам причину запрета на велосипеды — ни через свои сайты, ни через средства массовой информации, ни путем встреч с представителями велосообщества. Непонятно, почему нельзя было организовать общественное обсуждение проблемы с приглашением всех заинтересованных сторон. Если же мнение жителей не так важно, почему бы их элементарно не предупредить, что в городе действуют новые правила?

Профессиональные спортсмены и просто любители езды на велосипеде убеждены: необходима четкая регламентация работы пунктов велопроката, нужны конкретные требования к лицам, арендующим велосипеды, и контроль за оснащением велосипедов. При этом принимаемые решения должны быть логичными, комплексными и последовательными, а не внезапными, необъяснимыми и непредсказуемыми.

То, что люди стали приобщаться к здоровому образу жизни и отказываться от автомобилей, нужно приветствовать и поощрять, создавать условия для велосипедистов в виде велодорожек и велозон, а не отбивать желание у молодежи заниматься спортом.

Наконец, требовать соблюдения правил дорожного движения необходимо от всех его участников, вне зависимости от их статуса, средства передвижения и желания отдельных инспекторов ДПС в определенный момент времени.

Пока же велосипедисты во избежание проблем советуют иметь при себе удостоверение личности и ксерокопию документов на велосипед (хотя законодательство этого не требует), а также книжку с правилами дорожного движения (продается в киосках).

Напомним, что никаких официальных документов или сообщений о вводе новых требований к движению велосипедов не публиковалось, никаких изменений в Правила дорожного движения не вносилось, а сообщения некоторых СМИ об этом являются неверными.

Выдержка из Правил дорожного движения

  • Управлять велосипедом … при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет.
  • Велосипед должен быть оборудован звуковым сигнальным устройством и иметь исправные тормоза. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости велосипед оборудуют спереди фонарем белого цвета, сзади — фонарем или световозвращателем красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета.
  • Допускается движение велосипедов … только по крайней правой полосе дороги по возможности правее в один ряд. Если не создаются помехи пешеходам, разрешается движение по обочине. Колонны велосипедистов … при движении по проезжей части должны быть разделены на группы, обеспечивающие безопасность дорожного движения и облегчающие их обгон.
  • Водителям велосипеда … запрещается: ездить, держась за руль одной рукой (за исключением случая, когда подается предупредительный сигнал перед маневром); перевозить пассажиров (за исключением перевозки пассажиров в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками); поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.