В течение 2013 года в Бухарской и Самаркандской областях будет проводиться апробация проекта закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления». Эту инициативу Законодательной палаты Олий Мажлиса своим распоряжением поддержал Президент Узбекистана. Метод проведения подобного правового эксперимента является новым для национальной юридической практики.

Вопросы организационного обеспечения эксперимента были обсуждены на совещании рабочей
комиссии, которое прошло в нижней палате парламента, сообщает УзА. В совещании участвовали Спикер Законодательной палаты Дилором Ташмухамедова, являющаяся руководителем рабочей комиссии, председатель Комитета Законодательной палаты по вопросам информации и коммуникационных технологий Абдурашид Джурабаев, председатель Комитета по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Акмаль Саидов, хоким Самаркандской области Зоир Мирзаев, и. о. хокима Бухарской области Мухиддин Эсанов, председатель правления Национальной ассоциации электронных СМИ Фирдавс Абдухаликов и другие.

Законопроект «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» был разработан в соответствии с Концепцией дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, предложенной Президентом в ноябре 2010 года. Документ определяет процедуры информирования общественности о деятельности органов государственной власти и управления, предусматривает обеспечение более широкого доступа населения и общественных объединений к информации о принимаемых ими решениях, прежде всего тех, которые затрагивают права, свободы и законные интересы граждан.

Принятие закона должно способствовать повышению ответственности органов исполнительной власти за качество принимаемых ими решений, а также расширению свободы слова и выбора.

Принятие закона должно способствовать повышению ответственности органов исполнительной власти за качество этих решений, расширению плюрализма мнений, свободы слова и выбора в обществе. При подготовке законопроекта был изучен опыт развитых демократических государств и учтены рекомендации международных организаций, действующих в области информационного права. Документ прошел широкое обсуждение, в том числе с участием зарубежных экспертов — проведено более 40 конференций, семинаров и круглых столов во всех регионах страны, по итогам которых обобщено около 100 предложений по его совершенствованию.

Суть запланированного правового эксперимента, отмечалось на совещании, заключается в том, что законопроект будет апробироваться в условиях реальной деятельности органов государственной власти и управления конкретных областей, районов и городов. Его участниками, помимо госструктур Бухарской и Самаркандской областей, являются также СМИ, другие институты гражданского общества, физические и юридические лица, заинтересованные в получении информации об их деятельности.

Правовой эксперимент позволит проверить на практике эффективность норм проекта закона, направленных на более полное обеспечение прозрачности, открытости деятельности органов государственной власти и управления, проводимой в стране политики реформ, усиление роли и значения гражданских институтов, в том числе СМИ, в информировании населения о процессах демократического обновления и модернизации страны. В ходе эксперимента будут также апробированы различные механизмы саморегулирования профессиональной деятельности журналистов с целью последовательного повышения ее качества и результативности.

Проектом закона установлено, что запрос физических и юридических лиц о деятельности госструктур рассматривается не более 15 дней, а запрос СМИ — не более 7 дней.

В соответствии с порядком проведения правового эксперимента, утвержденным распоряжением главы государства, строго регламентированы обязанности органов государственной власти и управления по обеспечению открытости своей деятельности. Так, установлено, что запрос физических и юридических лиц подлежит рассмотрению в срок не более 15 дней со дня его регистрации, а запрос СМИ о деятельности субъектов эксперимента или организации интервью с их должностными лицами рассматривается в срок, не превышающий 7 дней. При этом запросы на информацию могут быть осуществлены как в письменной, включая электронную, так и в устной форме, а также направляться опосредованно, через уполномоченных представителей лиц, заинтересованных в получении информации. Все это существенно расширит права граждан на получение информации.

Определены меры, направленные на комплексную реализацию задач по апробации законопроекта. Среди них — широкое информирование общественности и институтов гражданского общества о ходе эксперимента, новых возможностях получения информации для физических и юридических лиц. Будут организованы социологические исследования для выявления оценки населением эффективности проводимого эксперимента и деятельности его субъектов по обеспечению информационной открытости. Запланирована также организация конференций, семинаров и круглых столов, в том числе с участием зарубежных экспертов, по обсуждению проекта закона. Будет создан специализированный вебсайт, на котором каждый сможет ознакомиться с ходом апробации законопроекта и участвовать в обсуждении его норм, а представители СМИ — следить за деятельностью субъектов эксперимента.

Для обеспечения эффективности правового эксперимента помимо рабочей комиссии по его проведению создаются аналогичные рабочие группы в хокимиятах Бухарской и Самаркандской областей. На основе анализа результатов, полученных в ходе эксперимента, будут сформулированы конкретные предложения и рекомендации по доработке проекта закона.