Мобильный оператор Unitel (торговая марка «Билайн») в четверг сообщил об увеличении с 20 января ежедневной абонентской платы на основных тарифах на 1 цент — с 2 до 3 центов (на сумовых тарифах — с 40 до 65 сумов).

Нельзя сказать, что эта новость стала неожиданной. С 1 января в соответствии с обновленными ставками налогов на 2013 год ежемесячный платеж мобильных операторов за каждого абонента был повышен до 500 сумов, что на 100 сумов больше по сравнению с прошлым годом.

Именно вслед за вводом ровно год назад так называемого налога на абонента, который в 2012 году равнялся 400 сумам, у крупнейших операторов мобильной связи Узбекистана появилась ежедневная абонентская плата в размере 1 цента. В апреле абонентская плата увеличилась до 2 центов.

Каждое повышение вызывало поток возмущений большей части абонентов, привыкших за многие годы к регулярному удешевлению мобильной связи. Несмотря на то, что стоимость сотовой связи в Узбекистане остается одной из самых низких в мире, можно с уверенностью предсказать недовольство пользователей и в этот раз.

Только ли увеличением налога на абонента можно объяснить повышение абонентской платы со стороны «Билайн»? «Газета.uz» попыталась выяснить, какие еще для этого могут быть мотивы.

Одной из составляющих издержек мобильных операторов, по данным специалистов, являются ежегодные лицензионные выплаты государству, а также платежи за радиочастотный ресурс, которые исчисляются миллионами долларов в год. Поскольку их размер привязан к минимальному размеру заработной платы, можно сделать вывод, что увеличение МРЗП (в прошлом году он повышался два раза) прямо влияет на затраты операторов.

В определенной мере на расходах «Билайн» сказывается и рост цен на автомобильное топливо, которое также подорожало с 1 января. Известно, что сотни базовых станций мобильной связи в труднодоступных районах оборудованы дизель-генераторными установками (ДГУ), обеспечивающими их бесперебойную работу. Схожую задачу выполняют мобильные ДГУ, используемые для экстренного запуска базовых станций в случае аварийного отключения электропитания. Учитывая масштабы сетей, их постоянное расширение, а также необходимость обслуживания и доставки топлива в места, нередко удаленные от населенных пунктов на сотни километров, данную статью расходов также можно считать существенной.

Другой частью издержек, видимых со стороны, являются инвестиции в развитие сети. В прошлом году «Билайн» пришлось увеличить капитальные затраты для улучшения качества связи, на котором сказался приток абонентов оператора МТС-Узбекистан, приостановившего в июле оказание услуг. По данным, озвученным ранее представителями «Билайн», в 2013 году инвестиционные планы компании будут как минимум не ниже прошлогодних.

Суммируя вышесказанное, можно сказать, что удорожание услуг «Билайн» является вполне закономерным. Еще один вывод, который напрашивается сам собой, — пользователям, скорее всего, нужно быть готовым к дальнейшему постепенному повышению стоимости услуг мобильной связи. Опыт прошлых лет дает основания полагать, что похожие изменения в условиях оказания услуг вскоре могут ввести и другие сотовые операторы страны.

По итогам третьего квартала 2012 года количество абонентов мобильной связи «Билайн» в Узбекистане составляло 9,229 миллиона человек. Прирост абонентской базы за квартал составил 2,198 миллиона пользователей (увеличение на 31% год к году).