Сбылось пророчество Алишера Алимова, высказанное им тридцать лет тому назад на первом курсе факультета журналистики. Он сказал: «Не каждая ташкентская семья имеет автомобиль. Но каждый ташкентский дворик имеет въезд для машины. Настанет день, когда тачка будет стоять в каждом дворе». Свершилось. Машин стало море. Океан. Но мы поговорим о дорогах.

Люди верят в силу печатного слова. И это есть хорошо. Большое число читателей обратилось ко мне с просьбой написать о состоянии дорог. Перед тем как выполнить наказ, задал вопрос на сайте агентства НОН): «Про какую улицу Ташкента можно сказать — разбита вдрызг и в хлам»?

В ответ был назван практически весь город: Чиланзар, Юнусабад, Мирзо-Улугбекский район, Дубовая, Ватан, Каракамыш, Камарнисо, по пятому трамваю, Янгиабад…

Никто не смог вспомнить, когда в жилых массивах и дворовых зонах встречал дорожную технику.

Кто ездил в Ферганскую долину через перевал Камчик, тот может по достоинству оценить потенциал отечественных дорожников. Так в чем же дело?

Вот что написал читатель Rav Shan: «Думается, проблема — в тендерных заявках. Власти максимально ставят низкую ценовую планку, чтобы не получить по шапке от финансово-ревизионных органов. Соответственно, за копейки получаем то, что имеем, да еще и должным образом не следим за качеством. Быть может, передать дорожное строительство монопольной специализированной организации, которая будет компетентна в этой сфере»?

Возможно, он прав.

В ужасном состоянии дорог есть один плюс. Нередко, завидев приближающийся автомобиль, я продолжаю не спеша пересекать улицу. Не потому, что я такой суицидальный нарушитель правил дорожного движения. Все дело в том, что на многих улицах Ташкента автомобили движутся со скоростью пешехода из-за обилия ям, рытвин, колдобин и прочих углублений и выступов. Хотя водители и петляют на асфальте как зайцы, объезжая ямы и бугры — в Ташкенте не найти «Матиза» с не погнутыми дисками. Куда уж шоферам смотреть в боковые зеркала! И ездят у нас, как Бог на душу положит.

Все познается, конечно же, в сравнении. Если сравнивать водителей ташкентских «Матизов» с рикшапуллерами Дакки, Бангладеш, то они просто ангелы. На красный свет светофора, особенно с увеличением штрафов, останавливаются все. Ну, почти все. Сигнал левого поворота включают тоже почти все, а многие даже правый поворотник включают. И даже (!) пешеходов потихоньку почти научились пропускать. Пешеходы тоже, во многом благодаря ограждениям на основных транспортных артериях города, стали в Ташкенте намного цивильнее. Это если сравнивать с Даккой.

Но если сравнивать с вождением в любой европейской стране, то — мама не горюй. Можно получить шок. Как начнет частный таксист, завидев чешущего репу пассажира, съезжать с четвертой полосы на первую или затормозит внезапно всеми четырьмя резиновыми копытами… Тут-то многие гости столицы шок и получают. Да и к пешеходам часть водителей относится как браконьеры к сайгакам. О манере езды «зигзагом», грохочущей музыке из окон машины и взаимной глубокой неучтивости на дорогах можно и не говорить.

Если в Ташкент командировать, скажем, батальон инспекторов дорожной полиции города Индианаполис, штат Индиана, США, то на третий день улицы Ташкента опустеют. Часть будет лишена водительских прав, часть отправится в тюрьму до решения суда, а все «блатные» поостерегутся выехать из дома.

Снимок сделан на Кукче 8 марта 2012 года.

Комментарии

Жахонгир, 30 июля, 18:45

Можно спросить у уважаемого Насимова, как нужно пропускать пассажиров? Никак не представлю себе. В ПДД тоже ничего не нашел. Пассажиров общественного транспорта, переходящих дорогу к трамваю? Но ведь пока они не сели в трамвай, они еще не пассажиры. Непонятно, короче.

Дилшод, 30 июля, 18:05

У нас в стране есть все правила и требования по дорожному строительству, а также целый институт, который ежегодно выпускает дипломированных строителей, но все же у нас уйма проблем с этим. Хокимы районов города или области не справляются с дорожным хозяйством своего района (по любой причине), не пора ли подумать об управленческих способностях этого человека. У этих людей есть привычка перекидывать ответственность на махалли и лично на плечи самих жителей. Если государственные структуры не справляются с проблемами дорожного хозяйства, то не пора ли создать правила и дать возможность получать подряды и финансы на строительство частным строительным организациям. Конкуренция будет полезной и в этой сфере.

Умид, 30 июля, 16:38

Про Ташкент хорошо сказано, напишите пожалуйста про Самарканадских водителей и дороги. Будем очень благодарны.

Шахрух, 30 июля, 14:51

А почему только про Ташкент надо говорить, я живу в Янгиюле Ташкенстком вилояте, работаю в Ташкенте каждый день езжу 50 км с дома на работу на транспорте (нет своей машины). Утром встаешь позавтракаешь, сядешь на попавшуюся машину и на работу, пока машина выйдет до бетонки с нашей махали 3-4 км все что я кушал пил все пропадает, в метро Алмазар думаю я утром завтракал. В Ташкентской вилояте дороги такие ужасные даже в городе Янгиюль, ямы ямы ямы от них ни куда не убежишь. Дорожников мы давно не видали, даже зимой их не видать и дорожная техника это эксклюзив, наши дети наверное будут смотреть на них как на летающею тарелку. Дорожный налог все время растет и растет, а куда эти налоги уходят? Почему дорожники тупо не ремонтируют?

Евгений, 30 июля, 14:30

Не бывает неразрешимых проблем! Бывает нежелание их разрешать! Есть мировая технология изготовления дорог, на которые распространяется гарантия 60 лет, при чем дорога все эти 60 лет находится в идеальном состоянии. По стоимости это гораздо дешевле (в разы) чем каждый год делать новую дорогу. Расход строительных материалов нужно помножить на цену на местном рынке и получить реальную стоимость 1м2 хорошей дороги!!!! Затем создать инспекцию, которую будет проверять еще одна инспекция, для того что бы выполнялись все нормы. Затем дать возможность подрядчику заработать свои 20% — это тоже очень важно. И уже потом требовать гарантии на изготовление дороги на 60 лет как минимум и не делать каждый год ямочные ремонты, которые невозможно проконтролировать НИКАК! Пусть те кто делают дороги, ремонтируют их за свой счет в течении 60 лет, тогда они подумают, прежде чем своровать!

Тимур, 30 июля, 14:28

Дороги Ташкента, да и всей Республики Узбекистан в целом, являются отчасти лицом нашей родины. Так люди, приезжающие из стран зарубежья как в туристические поездки так и в трудовые командировки, могут по «достоинству» оценить качество дорожного покрытия и считаю людям ответственным за качество дорожного покрытия должно быть как минимум стыдно. С каждым годом количество автотранспорта на дороге не прерывно растёт и подорожный налог как известно входит в цену топлива, так что говорить о нехватке средств в бюджете на данные расходы нецелесообразно. Считаю необходимо провести полную ревизию всех компаний занимающейся ремонтно-восстановительными работами на дорогах как минимум за последние 5 лет, просмотреть все их накладные, расходники, сколько было перечислено на их счета и сколько реально можно было восстановить (необходимо ложить новый асфальт, а не ставить «заплатки») кв.м. дорог. Так же провести внеплановый аудит гос. структуры выделяющей финансовые средства на работы, а так же проверить каким способом они принимают выполненные работы (как происходит сдача). Считаю, что большинство дорог построены не по правилам и нормам строительства, не выдержаны стандарты качества асфальта. Так же приёмка производится с «помощью» определённого «отката» проверяющему лицу. Всех государственных должностных лиц пойманных на халатности и получении взяток снять с занимающей должности и изъять имущество на сумму получаемых взяток за весь период работы. Главное, что бы пойманные на взятке чиновники не смогли дать взятку на урегулирование этой проблемы. Ещё очень много можно написать по данному вопросу, как и многим другим затрагивающие интересы граждан нашей Республики, просто нет времени и не думаю, что будет соответствующая реакция на бодобные замечания и комментарии, что в корне могло бы поменять систему взяток и халатного отношения со стороны чиновников к гражданам своей же Республики (кстати эти чиновники получают официальную зарплату с этих же граждан).

Ваше мнение

Есть что сказать? Напишите кам.