18 июля Президент Узбекистана подписал указ «О мерах по дальнейшему кардинальному улучшению деловой среды и предоставлению большей свободы предпринимательству».

Документ направлен на кардинальное улучшение деловой среды, создание наиболее благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности, сокращение, упрощение и повышение уровня прозрачности всех видов процедур, связанных с деятельностью предприятий, внедрение общепринятой в мировой практике системы критериев оценки условий ведения бизнеса и на этой основе дальнейшее повышение международного рейтинга уровня делового и инвестиционного климата страны.

Как отмечается в указе, современное состояние деловой среды и условия ведения бизнеса в Узбекистана до сих пор не в полной мере отвечают требованиям и принципам свободной рыночной экономики, а также общепринятым международным нормам и стандартам.

«Все еще не устранена излишняя регламентация предпринимательской деятельности, в отраслях и секторах экономики продолжают действовать громоздкие, затратные, непрозрачные административные процедуры, не изжиты бюрократические барьеры и препоны», — отмечается в указе.

Требуется, как это принято в современной международной практике, дальнейшее упрощение, удешевление и сокращение количества регламентирующих процедур, повсеместное широкое внедрение бесконтактных электронных форм взаимоотношений между государственными, контролирующими органами и субъектами предпринимательства, подчеркивается в указе.

Президент определил следующие важнейшие задачи современного этапа углубления рыночных реформ и либерализации экономики:

1) кардинальное улучшение делового климата в стране, создание еще более благоприятных условий для ускоренного развития предпринимательской деятельности, повышение доли частной собственности в развитии экономики за счет совершенствования законодательства, направленного на усиление защиты прав предпринимателей, дальнейшей ликвидации бюрократических барьеров, сокращения и упрощения регистрирующих и разрешительных процедур, совершенствования налогового и таможенного администрирования, системы учета и отчетности;

2) широкое внедрение общепринятых в мировой практике международных критериев оценки условий ведения бизнеса и достижение высоких показателей в оценках ведущих международных финансово-экономических и рейтинговых организаций;

3) дальнейшее углубление конкуренции на внутреннем рынке, создание для всех субъектов предпринимательства, независимо от форм собственности и организации их деятельности, равных условий ведения бизнеса, широкого доступа на рыночных принципах к материально-сырьевым и кредитным ресурсам, участие в государственных закупках, тендерных торгах на реализацию продукции и осуществление подрядных работ;

4) обеспечение широкого перехода на электронную систему, включая интернет, предоставления статистической, финансовой и налоговой отчетности, уплаты налогов и обязательных платежей, осуществления регистрационных и разрешительных процедур, выделения земельных участков и подключения к инженерно-коммуникационным сетям, а также кредитования субъектов предпринимательства, исключающую прямые контакты между государственными, контролирующими органами и субъектами предпринимательства, бюрократическую волокиту и коррупцию.

Конкретные нормы и меры, направленные на улучшение условий для предпринимательской деятельности, должны быть введены уже с 1 августа. Кабинету Министров, руководителям комплексов Кабинета Министров, министерств и ведомств поручено до этого срока привести нормативно-правовые акты в соответствие с указом.

Президент утвердил Программу комплексных мер по совершенствованию законодательства и реализации мероприятий, направленных на дальнейшее кардинальное улучшение деловой среды и предоставление большей свободы предпринимательству, вводимых в 2013-2014 годах. Кабинету Министров поручено установить строгий системный контроль за реализацией предусмотренных в программе мер, ежеквартально рассматривать на своих заседаниях ход их исполнения и принимать необходимые меры по безусловному их выполнению.

С 1 января 2013 года в Узбекистане будет установлен порядок, в соответствии с которым субъекты предпринимательства по своему выбору имеют право осуществлять в соответствующих органах государственного и хозяйственного управления следующие процедуры в электронной форме:

1) уплату налогов и других обязательных платежей через систему дистанционного обслуживания банковских счетов, в том числе системы интернет-банкинга — Государственный налоговый комитет, Центральный банк, коммерческие банки;

2) декларирование субъектами предпринимательства товаров при таможенном оформлении грузов — Государственный таможенный комитет;

3) регистрация прав собственности юридических лиц на недвижимое имущество по принципу «одно окно» — Госкомземгеодезкадастр;

4) подача исковых заявлений и ходатайств субъектов предпринимательства в хозяйственные суды — Высший хозяйственный суд.

Узбекскому агентству связи и информатизации совместно с другими заинтересованными органами предписано оказать практическое содействие указанным судебным и государственным органам управления, коммерческим банкам во внедрении электронных форм и систем обслуживания предпринимательских структур.

Коммерческим банкам рекомендовано уменьшить не менее чем на 20% размер платы, взимаемой за обслуживание счетов субъектов малого предпринимательства, осуществляющих платежи в электронной форме.

За последние годы в Узбекистане принят широкий комплекс мер по последовательному продвижению по пути углубления рыночных реформ и либерализации экономики, улучшению деловой среды, развитию конкуренции, стимулированию ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства.

В рамках реализации Программы мер по углублению и расширению масштабов реформ в экономике Узбекистана на период 2011-2015 годы только в течение последнего года реализованы конкретные меры по предоставлению большей свободы предпринимательству, обеспечению приоритета и усилению правовой защиты частной собственности, сокращению вмешательства государственных и контролирующих органов в финансово-хозяйственную деятельность предприятий.

На законодательном уровне введен принцип приоритета прав предпринимателей во взаимоотношениях субъектов предпринимательства с государственными, правоохранительными и контролирующими органами.

Существенно упрощены и удешевлены процедуры регистрации субъектов предпринимательства, подключения их к инженерно-коммуникационным сетям, таможенного оформления экспортных товаров. Введен порядок, запрещающий проведение плановых налоговых проверок субъектов малого бизнеса в течение трех лет с момента их регистрации. Установлен новый, более совершенный, открытый и прозрачный механизм государственных закупок, при котором предпочтение отдается субъектам малого бизнеса. Начался поэтапный перевод всех субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства на электронную систему сдачи налоговой и финансовой отчетности.

На республиканском и региональном уровнях введена система ежеквартальных индикаторов оценки масштабов либерализации и модернизации экономики, уровня формирования в стране делового климата.

В результате по сравнению с 2000 годом доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте возросла с 31 до 54%, численность занятых в этой сфере увеличилась за этот период более чем в два раза и на ее долю приходится свыше 75,1% занятых в отраслях экономики. В настоящее время в негосударственном секторе создается 82,5% ВВП, 91% промышленной продукции и почти вся продукция сельского хозяйства.

Буквально на днях Президент подписал указ о мерах по кардинальному сокращению статистической, налоговой и финансовой отчетности, лицензируемых видов деятельности и разрешительных процедур. Этим указом отменено 80 разрешительных процедур (26% от общего количества) в сфере предпринимательства и 15 лицензируемых видов деятельности (20%).