28 января 1992 года указом Президента Узбекистана было создано уникальное предприятие, которое за 20 лет своей деятельности доказало правильность принятых решений. Все подразделения национальной авиакомпании, участвующие в процессе авиаперевозок, были объединены в единую систему – Национальную авиакомпанию «Узбекистон хаво йуллари».

Уже через три месяца после получения статуса национального авиаперевозчика НАК прошла процедуру регистрации в Международной организации гражданской авиации (ИКАО), оформила собственный код – HY и внесла данные о своих рейсах в мировые системы бронирования.

За минувшие 20 лет все областные аэропорты страны прошли модернизацию, которая позволила включить их в международный процесс авиаперевозок. Все аэропорты Узбекистана оснащены курсоглиссадными системами по заходу на посадку, являющимися гарантом того, что метеоусловия все меньше будут влиять на расписание полетов.

Как отметил генеральный директор НАК Валерий Тян, основное условие успеха «Узбекистон хаво йуллари» – это планомерная работа, которая ведется для развития национального перевозчика благодаря постоянному вниманию к этому вопросу руководства страны.

НАК модернизировала систему управления воздушным движением по всей стране, создала собственную базу подготовки высококвалифицированных кадров, а также гибкую систему тарифов и скидок. Авиакомпанией внедрена система менеджмента качества, освоены практически все трудоемкие формы технического обслуживания воздушных судов.

В прошлом году внедрен сокращенный минимум вертикального эшелонирования (RVSM), что означает введение методологии обслуживания воздушного пространства, принятого во многих развитых странах. Этот шаг потребовал от НАК внедрения целого комплекса мер, а итогом является соответствие международным стандартам в очень важном для международных авиаперевозок параметре. По словам Валерия Тяна, более широкое использование воздушного пространства Узбекистана для транзитных перелетов дает стране и ощутимую коммерческую пользу.

«Узбекистон хаво йуллари» получено официальное приглашение для вступления в ассоциированные члены глобального авиационного альянса SkyTeam от авиакомпании Korean Air. Совместно с этим мировым лидером грузовых перевозок создается крупный интермодальный центр логистики на базе международного аэропорта «Навои», где на сегодняшний день эксплуатируется грузовой терминал с возможностью обработки грузов до 300 тонн в сутки. В этом году в навоийской воздушной гавани откроется новый пассажирский аэровокзал с пропускной способностью до 400 пассажиров в час.

За два десятилетия был полностью обновлен парк самолетов. Сегодня авиапарк «Узбекистон хаво йуллари» состоит из лайнеров Boeing-757/767, А320, А310, RJ-85 и отечественных Ил-114-100. Продолжается пополнение парка самолетами нового поколения. В настоящее время 10 самолетов семейства Airbus – А320 успешно эксплуатируются на международных и местных направлениях. На днях в аэропорту «Ташкент» приземлится новый В-767 из портфеля заказов НАК. В перспективе – еще три В-767 и два В-787 Dreamliner. Как было отмечено руководителем НАК, новая техника повлекла за собой и новые требования к людям, технологиям, уровню подготовки.

В ближайшие дни будет введен в эксплуатацию новый Тренажерный комплекс НАК. Он даст возможность осуществлять теоретическую и тренажерную подготовку летного состава НАК и, помимо экономии валютных средств на подготовке собственных специалистов, позволит получать доход с оказания услуг по тренажерной подготовке сторонним авиакомпаниям.

По итогам работы за 2011 год воздушными судами «Узбекистон хаво йуллари» выполнено 24 тысячи 437 рейсов, что на 889 больше, чем в 2010 году. Перевезено 2 миллиона 322 тысячи пассажиров – это на 155 тысяч 800 больше по сравнению с 2010 годом. Увеличились и показатели грузовых перевозок. Всего за 2011 год перевезено 48 тысяч 200 тонн, что на 5,1% или на 2300 тонн больше. Только через аэропорт «Навои» было отправлено 20 тысяч 700 тонн груза.