18 мая 2011 года Кабинет Министров Узбекистана издал постановление «О мерах по упорядочению деятельности линейных такси», которым введены обязательные единые требования к внешнему виду и внутреннему информационному оформлению линейных такси, а также к их водителям. В силу новые требования вступают с 1 января.

Как мы уже писали, эти требования включают в себя наличие на машинах ряда опознавательных знаков – фонаря оранжевого цвета с надписью «ТАХI», черных квадратов, расположенных в шахматном порядке, буквы «Т», наименования компании-перевозчика, специального государственного номера. Главным видимым отличием является окраска автомобиля – для Ташкента выбран цвет слоновой кости, для других регионов страны – желтый.

Кроме того, линейные такси должны быть оборудованы фонарем зеленого цвета в салоне, информационной табличкой с указанием имени и фотографии водителя, стоимости проезда, реквизитов перевозчика, сведений о лицензии, счетчиком (таксометром), терминалом для приема платежей с банковских карт и средством радиосвязи.

О том, какая работа проведена по выполнению правительственного постановления, как изменения отразятся на ценах, что ждет нелегальных таксистов, и многом другом в интервью «Газете.uz» рассказал начальник Отдела перевозок легковыми автомобилями Департамента по лицензированию и координации движения всех видов пассажирского транспорта при хокимияте города Ташкента Мирджалил Абдуллаев.

– Какие изменения произойдут в работе такси с наступлением нового года?

– Все запланированные на текущий год работы в столице выполнены. На сегодняшний день по городу курсируют более 1000 такси цвета слоновой кости, это больше, чем мы планировали. До конца января их число должно достичь 1200. К концу года в городе планировалось создать 18 специализированных стоянок для такси, все они были оборудованы и начали функционировать уже к 1 декабря.

В то же время, должен отметить, остаются некоторые вопросы, для решения которых нужно дополнительное время. Это признают все структуры, задействованные в исполнении постановления Кабинета Министров.

Главный вопрос – это тарифы на услуги линейных такси.

Вспомним недавнее прошлое. В 1990 году в городе имелось 4500 легковых такси. Тариф был 20 копеек за платный километр. При этом стоимость проезда в автобусе, трамвае, троллейбусе и метро составляла 5 копеек. Обратите внимание – такси было в четыре раза дороже. В 2008 году тариф на проезд в общественном транспорте был установлен в размере 400 сумов, в то время как тариф для легкового такси – 375 сумов.

К сегодняшнему дню проезд в общественном транспорте подорожал до 600 сумов, однако тарифы для такси остались прежними, несмотря на то, что стоимость и запчастей, топлива, и самих автомобилей за этот период значительно выросли. Сегодня никто по тарифу 375 сумов не ездит, даже так называемые «бомбилы» – цена за километр у них составляет в среднем 500-700 сумов. Водители лицензированных такси стараются выдерживать и не превышать тариф, установленный для общественного транспорта, т.е. 600 сумов.

Путем расчетов и переговоров мы пришли к мнению, что предельный тариф для легковых такси – это 1000 сумов за платный километр, т.е. в зависимости от марки автомобиля и других условий перевозчик может установить тариф, скажем, 500, 600, 700 сумов, но не выше 1000 сумов.

Сегодня сложилась ситуация, когда такси в некоторых случаях дешевле общественного транспорта. Часто можно видеть, как люди скидываются на проезд в такси и платят, к примеру, по 500 сумов, экономя при этом 100 сумов по сравнению с проездом в автобусе. Слишком заниженный тариф на услуги такси отражается на работе общественного транспорта, который перевозит намного меньше пассажиров, чем мог бы перевозить.

Учитывая вышесказанное, было принято решение на первом этапе ограничиться выполнением требований, которые касаются цвета автомобилей и внешнего и внутреннего информационного оформления. После того, как решится вопрос с тарифом, начнется установка таксометров. На сегодня имеются три-четыре компании, которые готовы поставлять таксометры. В Ташкенте действуют 400 такси, оснащенных таксометрами, но они не используются, поскольку никого не устраивает тариф в 375 сумов. Помимо установленных, компания-поставщик имеет еще 500 таксометров на складе. Они имеют программу, позволяющую выдавать чек на узбекском языке со всеми требованиями, предъявляемыми к контрольно-кассовому аппарату (число, сумма, название перевозчика и т.п.). Как я уже сказал, все вопросы будут решаться поэтапно, сразу их решить не получится.

Буквально на днях – 28 декабря было проведено городское совещание с участием руководителей всех таксомоторных компаний, ГУБДД, налоговой инспекции и компании-поставщика таксометров. Все имеющиеся вопросы были обговорены и согласованы. Со структурами МВД в вопросе выдачи специальных номерных знаков тоже все согласовано, перевозчики Ташкента уже обращаются с заявками на их получение.

Сейчас мы наблюдаем очень большой поток обращений людей, которых мы называем незаконными перевозчиками. Мы их направляем в компании, которые территориально расположены ближе к месту их проживания, в составе которых они могут лицензироваться и оказывать услуги в законном порядке.

– Могут ли лицензионные такси, не перекрашенные в требуемый цвет, продолжать работать?

– В связи с тем, что некоторые вопросы, которые я обозначил, пока не решены, было принято решение дать возможность компаниям-перевозчикам завершить в течение января перекраску автомобилей. Можно было с 1 января начать все машины, не соответствующие требованиям, ставить на штрафплощадки, но население города от этого только пострадает. Мы не сможем удовлетворить все заявки по перевозкам и создадим проблемы для транспортных компаний, которые хотят работать по закону, т.е. законопослушным перевозчикам. Мы понимаем, что в силу тех или иных причин они не успели полностью переоборудовать все автомобили. Не секрет, что затраты на покраску и внешнее и внутреннее оформление автомобиля – немалые.

– Будут ли с 1 января приниматься специальные меры по выявлению нелегальных извозчиков?

– Напомню, что еще в 2006 году были утверждены штрафные санкции для частных владельцев автомобилей за незаконную перевозку пассажиров – от 20 до 100 минимальных окладов и для руководителей предприятий – от 50 до 150 окладов. Санкции остаются такими же. Вопрос выявления и оформления незаконных перевозчиков – прерогатива и функция налоговой службы.

– Сколько такси нужно Ташкенту? Есть ли данные по количеству нелегальных извозчиков в городе?

– Существуют нормы градостроительства, в которых есть такое понятие, как транспортная дорожная сеть. В соответствии с этими нормами в городах с населением более 1 миллиона человек на 1000 жителей должно приходиться три-четыре линейных такси. Исходя из этой цифры и данных по сегодняшней численности населения Ташкента, в столице должно быть 9000 линейных такси.

Сегодня мы имеем порядка 1500 лицензионных такси. Дальше будет продолжаться работа по обновлению парка – дополнительному приобретению автомобилей нужного цвета, перекраске имеющихся, привлечению нелегально работающих таксистов. Чтобы достигнуть цифры 9000, нам необходимо будет иметь стабильные поступления автомобилей, выпускаемых асакинским автозаводом.

Что касается количества нелегальных таксистов, никто такого учета не ведет. Есть только экспертные оценки. Называются цифры 5 тысяч, 15 тысяч, 20 тысяч, однако гарантировать достоверность этих цифр никто не может. Давайте просто скажем: очень много. Стоит еще учитывать, что часть таксистов занимается нелегальным извозом с утра до вечера, а другая часть – в свободное время (это называется попутными перевозками).

– Сколько стоянок такси планируется оборудовать в столице?

– В дополнение к 18 уже открытым стоянкам мы обследовали город и наметили еще 50 таких мест. Соответствующее предложение направлено в хокимият. В случае, если Главное управление благоустройства и Главное управление безопасности дорожного движения одобрят наше предложение, эти 50 мест планируется организовать уже в первой половине 2012 года. Затем будет проведено дополнительное обследование. По нашим расчетам, в столице должно быть порядка 50-70 стационарных, т.е. управляемых, регулируемых стоянок для такси (с диспетчерами, шлагбаумами и т.п.), и порядка 500-600 притротуарных, т.е. не управляемых – со знаками и специальной разметкой, где могут останавливаться только линейные такси. Когда-то это в нашей истории было, мы потихоньку это реанимируем.

– Объясните, пожалуйста, разницу между линейным и не линейным такси.

– Линейное такси – это перевозка легковыми автомобилями за наличный расчет – путем вызова через диспетчера или голосования на улице. Есть также перевозки за безналичный расчет на основе договора с организациями или предприятиями. Одна и та же транспортная компания может как работать в режиме линейного такси, так и обслуживать какие-то организации. К не линейному такси также относится маршрутное такси. Постановление, о котором мы говорим, касается только линейных такси.

– Спасибо!

Стоянки такси в Ташкенте

Алмазарский район:

1) Каракамыш 1/2 (ул. Наби Хасана)

Бектемирский район:

2) Куйлюкский рынок (выход из подземного перехода, ТКАД)
3) Куйлюкский рынок (перед рынком, ТКАД)

Мирабадский район:

4) Вокзал «Ташкент» (ул. Туркистон)

Мирзо-Улугбекский район:

5) Станция метро «Буюк ипак йули» (вход с южной стороны, проспект Мирзо Улугбека)
6) Станция метро «Буюк ипак йули» (вход с северной стороны, проспект Мирзо Улугбека)

Сергелийский район:

7) Аэропорт «Ташкент» (терминал местных авиалиний)
8) Аэропорт «Ташкент» (терминал международных авиалиний)
9) Сергели (перед рынком, ул. Янги Сергели)

Чиланзарский район:

10) Станция метро «Олмазор» (проспект Бунёдкор)
11) Чиланзарский дехканский рынок (перед рынком, ТМКАД)
12) Станция метро «Чиланзар» (ТКАД)
13) Катартал (рынок, ул. Катартал)

Юнусабадский район:

14) Алайский рынок (проспект Амира Темура)
15) Уч кахрамон (автосервис, проспект Амира Темура, Чимкентский тракт)
16) Вещевой рынок (пересечение ТКАД и Ахмада Дониша)
17) Автосалон (проспект Амира Темура, 4-й квартал)
18) САМПИ (ул. Богишамол)

Материалы по теме:

Новые требования к такси: мнения читателей, 30.05.2011

Работу такси приведут в порядок, 27.05.2011

Цивилизованное такси: скоро ли? 01.06.2010