Мероприятие на тему «Государственные закупки: текущее состояние и пути совершенствования» было организовано в рамках совместного проекта Программы развития ООН и Министерства финансов «Реформа бюджетной системы в Узбекистане».

Как отметил первый заместитель министра финансов Узбекистана Ёркин Турсунов, в республике деятельность по упорядочению процедур и системы управления госзакупками активизировалась в соответствии с постановлением Президента «Об оптимизации системы государственных закупок и расширения привлечения к ним субъектов малого бизнеса» от 7 февраля 2011 года. Этим документом было введено требование публикации всех объявлений о закупках на специальном портале goszakupki.uz.

«При разработке концепции закона о государственных закупках было рассмотрено существующее законодательство Узбекистана в этой сфере, общие вопросы процедур, механизма и системы управления госзакупками, а также частные вопросы, касающиеся основных методов закупок, такие как тендеры и электронные торги, – сказал Турсунов. – Предложения концепции закона касаются не только самого законодательства о госзакупках, но и смежных областей и предусматривают условия для их применения на практике».

Участниками круглого стола была отмечена необходимость обсуждения концепции будущего закона с участием профессионального сообщества и выражена уверенность, что на основе выработанной концепции будут предприняты конкретные шаги с целью совершенствования сферы государственных закупок.

Говоря о важности системы государственных закупок для развития экономики страны в целом, советник постоянного представителя ПРООН по программным вопросам Стефан Лиллер отметил, что госзакупки составляют порядка 10% от ВВП республики, в связи с чем государство является крупнейшим заказчиком и потребителем товаров и услуг.

«После недавно принятых правительством Узбекистана решений, которые отдают приоритет малому бизнесу при присуждении контрактов на государственные закупки, госрасходы будут оказывать значительное влияние на развитие этого сектора, – сказал Лиллер. – Помимо поддержки малого бизнеса, совершенствование системы госзакупок также обеспечит повышение прозрачности госбюджета, эффективности процесса его планирования и исполнения, повысит качество государственных услуг и в конечном итоге приведет к росту благосостояния и улучшению человеческого развития».

В Узбекистане в рамках мер по предотвращению последствий мирового финансового кризиса и в свете объявления 2011 года Годом малого бизнеса и частного предпринимательства государственные закупки стали использоваться как еще один инструмент создания условий для ускоренного развития предпринимательства. Перераспределяя национальный доход через госзакупки, государство стимулирует экономических агентов, которые произвели этот доход и играют на современном этапе роль локомотивов институционального развития в экономике.

В связи с этим сегодня стоит задача создания целостной, лишенной противоречий законодательной основы для функционирования госзакупок, а также системы мер, которые необходимо принять, чтобы лучше организовать государственные закупки и управлять ими. Как отметил в интервью агентству национальный консультант ПРООН Санджар Бабаев, с этой целью необходимы, во-первых, разработка проекта закона о государственных закупках, а также пакета подзаконных актов, которые позволят более детально регулировать данную сферу, а во-вторых, отработка вопросов планирования и управления системой государственных закупок, мониторинга, информационных потоков, методического обеспечения и распределения ответственности за эту сферу.