Что сегодня представляет из себя отечественный бизнес и его представители? Как зарабатывают и как тратят средства представители среднего класса узбекистанцев? Попыткой ответить на эти вопросы стало исследование Центра экономических исследований «Мобилизация активов домохозяйств-2010».

По оценке специалистов ЦЭИ, около 5 миллионов домохозяйств (семей) в Узбекистане располагают активами минимум на 85 млрд долларов, что показывает рост приблизительно в три раза с 2004 по 2009 год. При этом львиная доля активов принадлежит недвижимости, которая занимает до 84% от общего показателя.

Если же сложить недвижимость, транспорт и имеющийся у семей в основном в сельской местности скот, то эти показатели займут в сумме около 95% от всех активов. На оставшиеся 5% падают такие показатели активов, как бытовая техника и сбережения, в том числе наличные, драгоценности, банковские счета и акции.

Как показало исследование, жители Узбекистана начинают активнее использовать имеющиеся у них активы для получения доходов. Если в 2003 году только 8,5% семей из общего числа имеющих жилье пытались извлечь из этого доход, то в 2009 году таких уже 31,4%. Из тех же, кто имеет другое жилье наряду с основным, в 2009 году как источник дохода его использовало 81,2% (в 2003 году – 40,9%). То есть таких предприимчивых стало более чем в два раза больше.

Особенно показателен рост по владельцам грузового транспорта. В 2003 году он был источником дохода для 40% домохозяйств, а в 2009 году – для всех 100%, которые его имеют. Именно для получения дохода для семьи держат скот 94,4% домохозяйств (в 2003 году – 67,6%). В 90,1% получают доход владельцы земли (в 2003 году – 58,3% от общего числа владеющих землей домохозяйств).

В то же время доход от собственности, то есть той же недвижимости, составляет очень незначительный процент в общей структуре доходов домохозяйств. Гораздо более значимо нас «кормят» заработная плата, пенсии, стипендии и предпринимательская деятельность.

На что же тратятся полученные средства? Как показывает исследование, по-прежнему высока доля расходов на питание. Она составляет 43,2% от всех полученных доходов. В развитых странах этот показатель сегодня равен 25-30%. Еще 13,4% составляют потребительские расходы, в том числе покупка непродовольственных товаров и оплата услуг, и 23,5% занимают непотребительские расходы.

Существенные изменения в потребительском поведении произошло в плане приобретения товаров длительного пользования. Если по данным на 2003 год имевшиеся в семьях такие товары были приобретены 10-20 лет назад, то в 2009 году более 30% имевшихся товаров длительного пользования значительно «помолодели» и были приобретены в период с 2003 года. Обновлению также подвергся парк личного автотранспорта – более двух третей автомобилей были приобретены не более семи лет назад, тогда как более 70% автомобилей в 2003 году имели срок службы восемь лет и более. В два раза вырос парк грузовых автомобилей.

Значительно – почти на 40% выросло имеющееся в семьях количество крупного рогатого скота. По данным исследования более 46% семей имеет в среднем две коровы (стоимостью 300 долларов за голову) и более 15% семей – по 4,8 голов баранов (по 90 долларов).

Интересен результат опроса населения о том, куда хотелось бы вкладывать деньги, если бы их стало больше. Оказывается, в 7 раз больше семей стали бы тратить деньги на предметы длительного пользования и на улучшение жилищных условий, в 4 раза больше – на покупку скота, в 2,6 раза больше – на проведение свадеб и торжеств. При этом 23% семей хранили бы суммовые средства «в кубышке», не прибегая к услугам банков, а 8,4% приобрели бы валюту. Доля семей, которые вкладывали бы при росте доходов средства в бизнес, могла бы возрасти только до 12%.

Сегодня население меньше высказывает заинтересованности в привлечении кредитов или других ресурсов. Как показывает исследование, в 2003-2004 годах семьи оценивали свои потребности в привлеченных ресурсах/кредитах в размере 5,2 млрд долларов. Сегодня же, по расчетам 2009-2010 годов, эта сумма составила только 2 млрд долларов или 400 долларов в среднем на семью. В то же время общеизвестно, что сегодня созданы инструменты и возрос потенциал для кредитования. Ответы населения свидетельствуют, что интерес к кредитам низок, так как не хватает знаний и навыков в этой области, нет информации о рынках и возможностях и нет интересных населению целевых кредитных продуктов.

Интересен срез исследования, посвященный желанию людей самообразовываться и повышать квалификацию. Любая экономика испытывает недостаток работников с высшим образованием. В Узбекистане около 22% рабочих мест требуют того, чтобы занятые на них работники имели высшее образование. При этом, свидетельствует исследование, реально заботятся о повышении уровня образования менее 10% населения. Расходы на образование составляют всего 4% в общей структуре расходов. 91% опрошенных на протяжении последних пяти лет не предпринимали никаких шагов по получению дополнительных знаний и навыков, а 75,6% не высказывают желания улучшать свое образование.

Далеко не все опрошенные уделяют достаточное внимание и состоянию своего здоровья. Только 44% из них более или менее регулярно наблюдается у врачей и проходит хотя бы частичную диспансеризацию. Доля расходов на здравоохранение немного превышает 5% в структуре всех расходов домохозяйств. Основное внимание здоровью уделяется в детском возрасте, в основном благодаря усилиям государства, а также в пожилом возрасте.

Исследование дает портрет представителей среднего класса и, в частности, предпринимателей. В основном сферой их бизнеса (до 53%) является торговля, 19% – сфера услуг, 18% – производство товаров, 11% заняты в сфере общественного питания. Чаще всего производители ориентированы на выпуск товаров и оказание услуг исключительно для населения. Только 10,8% из них выпускают товары и оказывают услуги для предприятий. Лишь 13% предпринимателей имеют одновременно несколько видов бизнеса, как правило, два. На половине предприятий (56%) число работников не менялось с момента создания. На 35% предприятий произошло увеличение числа работников, а на 9% – сокращение.

Возвращаясь к вопросу профессионального роста, отметим, что, как показало исследование, 31% предпринимателей уверены, что профессиональная подготовка является делом самих работников, а 28% возлагают ответственность за подготовку кадров на государство.

В плане социальной ответственности тех, кто создает рабочие места, 74% предпринимателей считают, что они должны платить зарплату работникам, а 69% – насыщать рынок товарами и услугами. Однако только 24% представителей бизнеса сказали о том, что они обязаны соблюдать трудовые права своих работников, 23%, что должны заботиться о качестве товаров и услуг, 17% – платить налоги в полном объеме.

По данным исследования, большинство бизнесменов не склонны расширять свой бизнес или диверсифицировать его. Ведение бизнеса и потребительское поведение сегодняшнего среднего класса во многом все еще носит традиционный характер. Нынешний частный сектор в подавляющем своем большинстве ориентирован на инвестирование в сферы с быстрой оборачиваемостью капитала, даже в условиях предоставления льгот и преференций.

Согласно выводам исследователей, сегодня средний класс занимает 60-65% от общества Узбекистана в целом. Еще 10-15% исследователи характеризуют как «резерв» среднего класса. Говоря о роли среднего класса, отмечается, что он является социальной базой модернизации общества и играет роль социального стабилизатора. Кроме того, что средний класс является производителем значительной части доходов общества, он еще и важный потребитель, инвестор и налогоплательщик.

Исследования также делает выводы о тех факторах, которые способствуют формированию и укреплению среднего класса. Это среда, благоприятная для развития предпринимательства, укрупнение капитала, в том числе и путем создания бизнес-групп, паевых инвестиционных фондов и т.д., повышение информированности домохозяйств и предпринимательских кругов о рынках, технологиях, законах и правах, облегчение условий для организации и реорганизации бизнеса и доступ к ресурсам.