Государственный комитет по демонополизации и развитию конкуренции опубликовал на своем сайте проект закона «О конкуренции» (RTF, 290 Кб), разработанный в соответствии с поручением Президента.

Напомним, что глава государства заявил о необходимости принять закон «О конкуренции» в своей концепции углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в ноябре.

Как подчеркнул тогда Ислам Каримов, в новом законе должны быть введены нормы, регулирующие монополистическую деятельность не только на товарных, но и на финансовых рынках, а также упрощающие процедуры контроля и регулирования сделок слияния, присоединения и покупки акций.

Совершенствование правового поля для развития в Узбекистане конкурентной среды и пресечению недобросовестной конкуренции, в первую очередь на внутреннем потребительском рынке, также предусмотрено указом Президента о совершенствовании системы антимонопольного регулирования (февраль прошлого года).

Как отмечается на сайте Госкомдемонополизации, ряд норм действующего закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятого в 1996 году, не в достаточной степени соответствуют уровню экономического развития страны.

Законом, в частности, не охватываются вопросы контроля за конкуренцией на рынках финансовых услуг, что не позволяет осуществлять меры по недопущению антиконкурентных действий и действий, ограничивающих конкуренцию в данной сфере.

Аналогичная ситуация наблюдается в сфере регулирования торгов (тендеров) и биржевых торгов, где антимонопольный орган участвует в вышеназванных процессах без наличия в действующем законе необходимых полномочий.

Одним из направлений защиты конкуренции является предотвращение вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов государственных органов, особенно государственных органов власти на местах.

По данным комитета, только за последние три года в ходе инвентаризации решений выявлено более 1000 фактов установления со стороны государственных органов власти на местах неравных условий для хозсубъектов, создания препятствий для доступа на рынок предпринимательских структур и отвлечения финансовых средств, что далеко не содействуют развитию конкуренции.

В действующем законе отсутствует механизм четкого разделения и категоризации основных определений, таких как «рынок», «взаимозаменяемые товары», «недобросовестная конкуренция», «дискриминационные условия», «некорректное сравнение», «монопольно высокие цены», «монопольно низкие цены», «группа лиц», «доминирующее положение». На практике это приводит к разночтению при толковании и созданию проблем в правоприменении.

Наряду с уточнением общих определений, в новом законе введены такие понятия, как «финансовая услуга», «соответствующий рынок», «государственные органы», «антиконкурентные действия», «координация экономической деятельности», «соглашение», «согласованные действия», «экономическая концентрация» и другие. Это, по мнению разработчиков, позволит более точно конкретизировать механизм и сферу применения закона, а также определить характер правонарушения.

В связи с частым применением ключевых определений и наличия в них особых механизмов правоприменения, а также в целях обеспечения их единообразного и точного применения на практике, некоторые из них, такие как «доминирующее положение», «группа лиц», «монопольно высокая цена» и «монопольно низкая цена» выведены в отдельные статьи.

Проектом закона о конкуренции предусмотрено изменение принципа определения «доминирующего положения» путем конкретизации и четкого определения критериев установления доминирующего положения субъекта на рынке товаров и услуг, а также снижением размера рыночной доли.

Одним из сфер антимонопольного закона является контроль за совершением сделок по приобретению акций (долей) в размере более 35% в уставном капитале хозяйствующих субъектов с целью недопущения монополизации товарных рынков путем оказания влияния на ведение хозяйственной деятельности субъекта рынка и тем самым ограничивать конкуренцию. Согласование сделок, в связи с низким пороговым значением балансовой стоимости активов, является обременительным и существенно отвлекает ресурсы как хозяйствующих субъектов, так и антимонопольного органа.

С принятием указа Президента (ноябрь 2008 года) «О мерах по дальнейшему повышению финансовой устойчивости предприятий реального сектора экономики» размер уставных фондов акционерных обществ повысился более чем в 10 раз.

Это отразилось на размерах их активов, тем самым совокупная стоимость активов инвестора и эмитента, участвующих в сделках по приобретению акций или долей, значительно превышает установленный действующим законом пороговый предел.

Разработка нового закона направлена на устранение вышеназванных недостатков, совершенствование правового регулирования отношений по защите конкуренции, уточнение правовых основ государственной политики в этой сфере, обновление правового инструментария пресечения и предупреждения монополистической деятельности на рынках товаров.

Одним из основных нововведений является распространение антимонопольного регулирования на рынок финансовых услуг, и определение критериев регулирования субъектов данных рынков.

С развитием биржевых торгов высоколиквидными товарами, в том числе производимыми предприятиями, занимающими доминирующее положение на товарном рынке, изменяется подход к определению монопольно высокой цены. Проектом закона предусматривается, что цена, сложившаяся по результатам биржевых торгов не является монопольно высокой.

В целях повышения эффективности антимонопольного регулирования торгов, а также обеспечения прозрачности, открытости и здоровых конкурентных условий в процессе торгов введена отдельная глава по антимонопольному регулированию торгов (тендеров) и биржевых торгов.

Для обеспечения государственного контроля за экономической концентрацией законопроектом вводится новая глава, регулирующая слияния, присоединения, покупку акций, имущественных прав и других сделок (действий), приводящих к усилению степени преобладания лица или группы лиц.

При этом в законопроекте с целью сокращения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты увеличены пороговые значения балансовой стоимости активов с четырехтысячекратного размера минимальной заработной платы до статысячекратного.

В законопроекте признано нецелесообразным осуществлять контроль за совершением сделок с акциями, осуществляемые участниками рынка ценных бумаг в лице инвестиционных посредников, а также при передаче акций или долей в доверительное управление, поскольку эти участники рынка не оказывают влияние на развитие конкуренции. Проектом закона предусматривается нераспространение условий согласования сделок, совершаемые указанными участниками рынка, что обеспечивает расширение деятельности в данной сфере. С учетом действующего законодательства выделен контроль за совершением сделок в банковской сфере.

Введение данной нормы приведет к более эффективному подходу антимонопольного регулирования, использованию ресурсов хозяйствующих субъектов и упростит процедуру получения предварительного согласия на приобретение акций (долей) и иных имущественных прав.

Законопроектом также вносятся изменения в полномочия антимонопольного органа, исходя из новых сфер регулирования отношений на рынках товаров и финансовых услуг.

Принятие закона о конкуренции позволит консолидировать нормы, регулирующие отношения в сфере конкуренции и состоящие в настоящее время из многих отдельных подзаконных актов, подчеркивают в Госкомдемонополизации.

Это повысит прозрачность и эффективность правового регулирования отношений в этой области, а также устранит существующие в законодательстве пробелы и коллизии в сфере антимонопольного регулирования.

Дополнительно закон обеспечит равные условия для деятельности субъектов предпринимательства, свободного перемещения товаров и свободу экономической деятельности, что является основным аспектом развития конкуренции и ее защиты на рынках товаров и услуг.

По данным антимонопольного ведомства, за последние 10 лет количество предприятий-монополистов в Узбекистане сократилось на 75,2%. В течение 2004-2009 годов доля монопольной продукции в общем объеме ВВП Узбекистана снизилась с 26 до 20,8%.